Перейти на версию для слабовидящих
Коммерческое предложение: Получить на email
Выберите регион:
Москва
Ваш регион Москва? Да Нет
Вход в личный кабинет 8 800 550 9590 8 499 350 8370 Заказать обратный звонок
Информационный портал
К списку статей

12 августа 2000 года Российский атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск» потерпел крушение в Баренцевом море

4342
Дата актуализации: 

Катастрофа подводной лодки «Курск» (K-141), произошедшая 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений, была вызвана серией нарушений в обращении с торпедой 65-76А. В результате взрыва кислородно‑керосиновой смеси в первом отсеке произошел пожар, который повредил первые три отсека, включая главный командный пункт. Это привело к потере управления лодкой. Трагедия также вызвала детонацию торпедного боезапаса, в результате чего все 118 членов экипажа погибли.

В августе 2000 года в рамках учений Северного флота подводная лодка «Курск» выполняла учебно-боевое задание недалеко от Кольского залива. Необходимо было осуществить пуск крылатой ракеты (ракетное оружие однократного запуска, наземного, воздушного и морского базирования, траектория полета которого определяется аэродинамической подъемной силой крыла, тягой двигателя и силой тяжести) и провести учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей (ОБК).

На борту «Курска» находилось 24 крылатых ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Экипажем командовал капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.

Утром 12 августа подводная лодка условно атаковала эскадру (название самостоятельного соединения кораблей, плавающего под флагом специально назначенного командира), включая тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и флагман флота — атомный крейсер «Петр Великий» — с помощью крылатой ракеты «Гранит».

Планировалось, что «Курск» начнет подготовку к учебной атаке в 9:40 и осуществит ее на авианесущую группу кораблей с 11:40 до 13:40. Однако последние записи в журналах «Курска» были сделаны в 11 часов 15 минут.

В 11:28 на борту крейсера «Петр Великий» гидроакустическая система зафиксировала взрыв, что привело к ощутимым вибрациям на корабле. Командир корабля после получения доклада о взрыве не придал ему особого внимания.

В то время, когда ожидалась торпедная атака, наблюдатели не зафиксировали никаких признаков проведения учебно-боевого задания. На командном пункте надводных кораблей также не получили никакой информации о всплытии атомной подводной лодки.

В 14:50 по приказу командующего Северным флотом корабли и вертолеты из состава отряда боевых кораблей осмотрели район, где предположительно находилась или могла всплыть атомная подводная лодка «Курск».

Вечером того же дня военному руководству стало известно о катастрофе «Курска», когда в 23:00 командир подлодки не вышел на связь. В 23:30 АПЛ (атомная подводная лодка) «Курск» была объявлена «аварийной» в соответствии с нормативными документами.

Утром 13 августа следующего дня группа кораблей под руководством командующего Северным флотом Вячеслава Попова отправилась на поиски потерянной подводной лодки. В 04:51 подлодка «Курск» была обнаружена гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» на глубине 108 метров.

При внешнем осмотре с помощью специальных средств были выявлены серьезные повреждения в носовой части лодки, включая сквозную пробоину верхней части корпуса на несколько квадратных метров. Эти повреждения однозначно свидетельствовали о внутреннем взрыве.

Согласно данным анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных станцией, было установлено, что произошло два подводных взрыва с интервалом в 2 минуты 14 секунд, при этом мощность второго взрыва была в 50 раз больше мощности первого.

Также выяснилось, что антенные мачты (специальные металлические конструкции, на которых расположены антенны, а также разные коммуникационные и радиоустройства) и перископ (оптический прибор для наблюдения из укрытия) подлодки были подняты в момент катастрофы, указывая на то, что лодка находилась на глубине около 30 метров в момент первого взрыва. Вторая детонация произошла, когда лодка уже находилась ближе к дну, примерно в 70 метрах от места первого взрыва.

Все 118 моряков и офицеров на борту «Курска» погибли. Российское адмиралтейство изначально сообщило общественности, что большинство членов экипажа погибло в течение нескольких минут после взрыва, но 21 августа норвежские и российские водолазы обнаружили 24 тела в девятом отсеке, турбинном зале на корме лодки. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал записку с именами 23 матросов, в течение какого-то времени остававшихся живыми в 9-м отсеке.

Спасательные операции, проводимые Северным флотом, проходили с 13 по 24 августа, но не привели к успеху. В ходе операции использовались подводные аппараты, такие как АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. Официальный представитель Главного штаба ВМФ (военно-морской флот) объяснял неудачи тем, что в районе происшествия было сильное подводное течение, низкая видимость в воде, волнение моря и большой крен (наклон набок) подводной лодки «Курск», который составлял примерно 60 градусов.

На одном из глубоководных аппаратов, а именно АС-15, был получен следующий доклад во время операции 15 августа в 11:00:

«Обнаружена подводная лодка К-141. Лодка лежит на курсе 285 градусов, дифферент (разница осадок кормы и носа судна) — 0 градусов, крен составляет 5–10 градусов вправо. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван легкий корпус, из которого торчат трубопроводы. Рядом с лодкой на грунте разбросаны балласты и баллоны ВВД (важная составляющая системы подводной лодки; они играют ключевую роль в поддержании правильного положения и позволяют подводной лодке погружаться и выходить на поверхность; благодаря баллонам ВВД судно может контролировать свою глубину и оставаться невидимым для противника). В области носа был кратковременный выброс воздуха. Признаков жизни не обнаружено, сигналов тоже нет. Видимость составляет 3 метра. Замечено сильное придонное течение со скоростью 1,2–1,4 узла. Общий объем повреждений корпуса в носовой части составляет 20–30 % от общей площади верхней полусферы».

Согласно официальной версии, все попытки присоединиться к комингс‑площадке (специальное устройство на корпусе подводной лодки в районе выходных шлюзовых камер; оно представляет собой отполированное кольцо из нержавеющей стали, на которое опускается по ведущему тросу водолазный колокол; на комингс-площадке для спасения личного состава подводной лодки могут садиться подводные автономные аппараты) лодки оказались неудачными из‑за треснувшего металлического кольца шлюза.

Только 20 августа российские и норвежские водолазы получили доступ к работам по подъему тел подводников и секретных документов с затонувшей подводной лодки «Курск». Норвежское судно и его водолазы смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день.

В ходе операции участвовали 6 российских и 6 норвежских водолазов. Норвежские специалисты осуществили технологические вырезы в легком и прочном корпусах «Курска» в районе 8, 3 и 4-го отсеков. Затем российские водолазы приступили к внутренним работам по подъему тел погибших и секретных документов внутри «Курска».

23 августа 2000 года в России был объявлен днем общенационального траура по погибшим. 8 октября 2002 года, в годовщину окончания работ по подъему АПЛ «Курск», была открыта интерактивная выставка, посвященная трагедии «Курска».

15 июня 2009 года фрагмент рубки АПЛ «Курск» был установлен в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, а 26 июля того же года состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».

Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
ДРУГИЕ Статьи РАЗДЕЛА Гражданская оборона
Согласно пп. «г» пункта 5 «Положения об организации обучения населения в области ГО», утверждённого постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. №841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны, организации разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне.
Международный день пропавших без вести, который также называют день жертв насильственных исчезновений, отмечается 30 августа каждого года.
Столкновение над авиабазой Рамштайн — авиакатастрофа, случившаяся в воскресенье 28 августа 1988 года во время авиашоу «Флюгтаг», которое проводилось на базе военно воздушных сил США Рамштайн в ФРГ.
Выбор региона:
Выбор региона:
Обратный звонок
Ваше имя *:
Ваш телефон *:
Ваш город :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.
Отправить сообщение
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Текст сообщения :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.