Советский танкер спасает пассажиров горящего французского лайнера «Жорж Филиппар» (16 мая 1932 года)

Это произошло 16 мая 1932 года в Аденском заливе (территориально недалеко от Эфиопии и Суэцкого канала). Советский танкер принял сигнал от маяка, который сообщал о корабле, терпящем бедствие. Экипаж танкера «Советская нефть», рискуя собственными жизнями, спас 438 человек с горящего французского лайнера «Жорж Филиппар».
В ночь на 16 мая 1932 года французский лайнер «Жорж Филиппар» шел из Коломбо в Джибути, имея на борту 505 пассажиров и 262 члена экипажа.
В час тридцать пять, когда корабль находился между современными Йеменом и Сомали, автоматическая противопожарная система зафиксировала пожар в трюме № 5. На первый взгляд никаких следов огня замечено не было, но вскоре пассажирка обнаружила, что в ее каюте необычайно душно, чувствуется запах гари, а проводка горячая.
В 1 час 35 минут был разбужен и оповещен капитана корабля. К этому моменту пожар распространялся по трюмам. Реакция на пожар была слишком медленной, в результате многие пассажиры начали спасаться, но погибли прямо в каютах и коридорах из-за угарного газа. К моменту, когда захлопнули противопожарные двери переборок, более пятидесяти человек были еще живы, но оказались отрезаны огнем и задраены в изолированных помещениях. Шансов выжить у них уже практически не было.
Пожар быстро добрался до радиорубки (к счастью, SOS успели передать), а затем загорелись спасательные боты. Всего, по словам Луиса Кристофа, офицера «Жоржа Филиппара», удалось спустить только 6 из 20, и они все были мгновенно заполнены. Люди начали прыгать в воду.
В два часа ночи танкер «Советская нефть» принял сигнал от смотрителя гвардафуйского маяка: на траверзе м. Гвардафуй терпело бедствие большое судно. Примерно в это же время вахтенные матросы танкера заметили слева по курсу, на расстоянии 15–17 миль, яркую точку в ночи. Точка росла и увеличивалась в размерах. Наконец, стали видны языки пламени. Приблизившись, советские моряки узрели ужасную картину: французский комфортабельный теплоход «Жорж Филиппар» (один из лучших круизных лайнеров своего времени: плавательный бассейн из голубого мрамора, гараж для дорогих автомобилей не менее дорогих гостей, теннисный корт, каюты первого класса с видом на море), что обогнал их накануне, теперь превратился в огненную ловушку для сотен его пассажиров.
Пламя уже поднялось выше мачт; в бинокль было видно, как из иллюминаторов по связкам простыней спускаются в воду люди. Лайнер не подавал сигналов SOS и не отвечал на запросы по радио. Решение оставалось за советскими моряками.
Капитан танкера А. М. Алексеев срочно собрал экипаж: «На горизонте горящее судно. На сигналы не отвечает. Вы сами видите пламя. Считаю своим долгом заявить, что международная практика торгового мореплавания не считает нефтеналивное судно обязанным оказывать помощь горящим судам. Ни один из наших 18 танков после сдачи бензина во Владивостоке не дегазирован. Вы сами понимаете, чем мы рискуем, приблизившись к этому плывущему костру… Мы вправе пройти мимо. В этом районе много судов, идущих к Суэцу и из него. Видимо, кто-то из них уже получил SOS и идет на помощь. Если мы пройдем мимо, закон будет на нашей стороне. Но мы пока ближе всех к горящему судну. Там сотни людей. Я принимаю решение идти к горящему судну. Ваше мнение. Прошу высказываться». Решение было поддержано единогласно: «Спешим на помощь!» Советские люди не могли поступить иначе.
В четыре утра танкер подошел к месту катастрофы и начал операцию по спасению пассажиров и членов экипажа горящего теплохода. Матросы быстро задраивали горловины танков, готовили пожарные насосы, спускали за борт шлюпки и вываливали трапы. На палубе сложили гору спасательных нагрудников. Судовой лазарет приготовился к приему пострадавших.
За двадцать минут первая отчалившая шлюпка вернула на борт 7 человек, следом еще, еще и еще. Обожженные и испуганные люди поднимались на борт. Моряки отдавали свою одежду и свои койки пострадавшим. 4 часа продолжалась спасательная операция.
К восьми часам утра к борту «Советской нефти» подошел спасательный бот под командой старшего помощника капитана Г. Голуба. В нем находились последние пассажиры и члены экипажа французского лайнера, которых удалось снять с борта. С ними также был капитан «Жоржа Филиппара» П. Вик. Получив сильные ожоги лица и ног, он последним покинул судно.
Капитан Вик заявил капитану Алексееву, что на его судне живых людей нет, но где-то в море, по его подсчетам, находится один бот, так как он спустил на воду всего шесть ботов, из которых четыре подняты на борт «Советской нефти» и один плавает недалеко от танкера. Моряки «Советской нефти» снова пошли на поиск. Бот нашли пустым. Выяснилось, что находившиеся на нем люди были приняты на борт английского парохода «Контрактор», который подошел на помощь к 6 часам утра. Подошедший после 6 часов утра второй английский пароход «Махсуд» принял бот, которым управляли моряки советского танкера с сорока шестью пассажирами. Шлюпки английских пароходов спасли 160 человек.
Всего советские моряки спасли 438 человек, в том числе 261 пассажира (из которых 30 детей, 176 человек команды, 72 человека были обожжены и ранены). Еле передвигаясь от усталости, моряки танкера подняли на борт свои шлюпки и четыре спасательных бота лайнера.
На следующий день к танкеру подошел французский теплоход с поднятым советским флагом. Французы восхищались героизмом советских моряков и горячо их благодарили. Все спасенные были переданы теплоходу и танкер продолжил свой путь.
Тем временем горящий лайнер не тонул еще три дня. Всего жертвами этой трагедии стали 90 человек.
Точную причину катастрофы узнать не удалось. Было выяснено лишь одно: пожар возник в одной из кают, после чего быстро распространился из-за кондиционеров и горючих предметов роскоши. На момент начала пожара вся электроника была выведена из строя. Существует версия, что пожар был подстроен.
Весь свой путь танкер встречали с восторгом. Его без очереди пустили в Суэцкий канал, владелец компании, которой принадлежал лайнер, наградил капитана танкера. А посол Франции в СССР наградил 11 человек экипажа, самому же танкеру предоставили возможность захода беспошлинно в любой французский порт.
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
Международный день пропавших без вести, который также называют день жертв насильственных исчезновений, отмечается 30 августа каждого года.
|