Железнодорожная катастрофа на станции Каменская (7 августа 1987 года)

Столкновение грузового и пассажирского поездов на станции города Каменск‑Шахтинского в Ростовской области называют самым масштабным в послевоенной истории СССР, а по числу человеческих жертв — вторым после катастрофы 1989-го в Челябинской области.
Трагедия произошла 7 августа 1987 года в 1 час 31 минуту по московскому времени. Грузовой поезд на полном ходу врезался в хвостовые вагоны пассажирского поезда «Ростов-на-Дону — Москва», стоявшего на станции Каменская Юго-Восточной железной дороги (ныне СКЖД).
7 августа 1987 года, 00 часов 23 минуты, станция Лихая. Осмотрщики А. Трусов и Н. Пузанов провели осмотр грузового поезда № 2035, сформированного на станции Армавир. Это был трехсекционный локомотив ВЛ80с-887/842 и 55 вагонов-хопперов с зерном общим весом более 5,5 тысячи тонн. Рабочие не обратили внимания на то, что концевой кран тормозной системы между 6-м и 7-м вагонами перекрыт.
В 00:55 со станции Лихая в сторону станции Каменская отправился пассажирский поезд № 335 «Ростов-на-Дону — Москва». Расстояние между пунктами 24 километра, а перепад высот — дорога идет под уклон — 200 метров.
Следом за пассажирским в 01:02 отправился товарный № 2035. Локомотивная бригада (машинист С. Батушкин и его помощник Ю. Штыхно) в условленном месте проверила тормоза и отметила их слабую эффективность, но мер не приняла.
С места поезд двинулся с трудом, с некоторой заторможенностью. Однако машинист впервые водил поезда столь большой массы и поэтому предположил, что для тяжеловесных поездов такое трогание с места — вполне нормальное явление.
Вскоре после отправления с Лихой машинист поезда № 2035 опробовал тормоза. Поезд сбросил скорость, однако тормозной путь составил не 300 метров, как положено по нормативам, а около 700. Таким образом, поезд продолжал разгоняться, пока через восемь километров не начался затяжной спуск, ведущий в долину реки Северский Донец к центральной части города Каменска‑Шахтинского.
Машинист применил несколько ступеней служебного торможения, но скорость состава не то что не падала — росла.
До Каменской оставалось десять километров, когда локомотивная бригада доложила диспетчеру о том, что тяжелый грузовой поезд с неисправными тормозами на большой скорости приближается к станции.
А там все пути были заняты различными составами, в том числе и с опасными грузами.
Диспетчер принимает решение пропустить поезд № 335 без остановки, но связаться с локомотивной бригадой пассажирского поезда ему не удается: помощник машиниста в это время держал в руках тангенту микрофона (клавишу переключения с приема на передачу), поэтому эфир был заглушен шумами радиостанции.
Поезд № 335 состоял из 15 вагонов и электровоза, которым управляла локомотивная бригада из депо «Лихая»: машинист Брицын и помощник машиниста Пантелейчук. Бригада ждала входного светофора, и под разрешающее огни (два желтых) состав прибыл на пятый путь станции Каменская в 01:28. Началась посадка-высадка пассажиров.
Перевести стрелки, чтобы неуправляемый состав попал на другой путь, было невозможно: все остальные пути были заняты, а блокировка стрелок не позволяет настроить маршрут следования на уже занятое полотно.
В телевизионном репортаже того времени авторы сообщают первую доступную информацию, которую предстоит еще выяснить и уточнить следствию, но кадры хроники точно передают ужасающую картину последствий столкновения.
Когда неуправляемый грузовой поезд приближался к станции, помощник машиниста пассажирского поезда ушел из кабины, выложив из рук микрофон. Благодаря этому диспетчер, наконец, связывается с машинистом и, кратко объяснив критичность ситуации, приказывает немедленно отправляться со станции.
В 01:29 поезд тронулся, но проводник вагона № 10 Г. Туркин, согласно инструкции, сорвал стоп-кран. Помощник машиниста побежал к вагону, но что-либо изменить уже было невозможно.
В 1 час 30 минут на станцию Каменская на скорости около 140 км/час — вместо положенных 25 км/час — влетел грузовой поезд № 2035.
На стрелочном переводе № 17 в 01:31 произошел разрыв автосцепки между первым и вторым вагонами «товарняка», второй вагон сошел с рельсов. Остальные хопперы (саморазгружающиеся бункеры на колесах) налетели друг на друга, накренившись на левую сторону, и образовали завал. Потом станет понятно, что именно это спасло пассажирский поезд от полного уничтожения.
Электровоз с одним вагоном-зерновозом общей массой 288 тонн остался на рельсах и проследовал на пятый путь. Он проехал 464 метра на скорости свыше 100 км/час и догнал пассажирский поезд «Ростов-на-Дону — Москва».
Это произошло в 01:32. Электровоз «товарняка» врезался в хвост пассажирскому составу, полностью раздавив вагоны № 15 и № 14. Вагон № 13 был разрушен наполовину. Мгновенно погибли 106 человек — два проводника и пассажиры.
107-м погибшим стал электромонтер Ткаченко, принявшийся за ликвидацию последствий крушения и получивший смертельный удар током.
Движение поездов по станции Каменская прервали: по первому пути — на 1 час 30 минут, а по второму — на 82 часа 58 минут.
Катастрофа не могла остаться незамеченной — у многих погибли родственники, друзья или просто знакомые. В результате трагедии были полностью разрушены две секции электровоза, 54 грузовых и три пассажирских вагона, повреждено 300 метров пути, два стрелочных перевода, восемь опор контактной сети и тысяча метров контактных проводов, потеряно 330 тонн зерна.
Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: одни стояли на платформе, других выбросило из вагонов при ударе. Ранеными оказались 114 человек.
Личности трех погибших во время катастрофы так и не были установлены. Тела похоронили как неопознанные.
Материальные потери составили около полутора миллионов советских рублей.
В трагедии признали виновными двух осмотрщиков — им дали по 12 лет колонии. Машиниста и его помощника оправдали, поскольку они сами получили серьезные травмы.
Долгое время на месте крушения стоял лишь скромный деревянный крест — его поставили жители Каменска-Шахтинского. Только много лет спустя, в 2010 году, в память о погибших установили поклонный крест из металла.
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
Международный день пропавших без вести, который также называют день жертв насильственных исчезновений, отмечается 30 августа каждого года.
|