Железнодорожная катастрофа на станции Каменская (7 августа 1987 года)
Столкновение грузового и пассажирского поездов на станции города Каменск‑Шахтинского в Ростовской области называют самым масштабным в послевоенной истории СССР, а по числу человеческих жертв — вторым после катастрофы 1989-го в Челябинской области.
Трагедия произошла 7 августа 1987 года в 1 час 31 минуту по московскому времени. Грузовой поезд на полном ходу врезался в хвостовые вагоны пассажирского поезда «Ростов-на-Дону — Москва», стоявшего на станции Каменская Юго-Восточной железной дороги (ныне СКЖД).
7 августа 1987 года, 00 часов 23 минуты, станция Лихая. Осмотрщики А. Трусов и Н. Пузанов провели осмотр грузового поезда № 2035, сформированного на станции Армавир. Это был трехсекционный локомотив ВЛ80с-887/842 и 55 вагонов-хопперов с зерном общим весом более 5,5 тысячи тонн. Рабочие не обратили внимания на то, что концевой кран тормозной системы между 6-м и 7-м вагонами перекрыт.
В 00:55 со станции Лихая в сторону станции Каменская отправился пассажирский поезд № 335 «Ростов-на-Дону — Москва». Расстояние между пунктами 24 километра, а перепад высот — дорога идет под уклон — 200 метров.
Следом за пассажирским в 01:02 отправился товарный № 2035. Локомотивная бригада (машинист С. Батушкин и его помощник Ю. Штыхно) в условленном месте проверила тормоза и отметила их слабую эффективность, но мер не приняла.
С места поезд двинулся с трудом, с некоторой заторможенностью. Однако машинист впервые водил поезда столь большой массы и поэтому предположил, что для тяжеловесных поездов такое трогание с места — вполне нормальное явление.
Вскоре после отправления с Лихой машинист поезда № 2035 опробовал тормоза. Поезд сбросил скорость, однако тормозной путь составил не 300 метров, как положено по нормативам, а около 700. Таким образом, поезд продолжал разгоняться, пока через восемь километров не начался затяжной спуск, ведущий в долину реки Северский Донец к центральной части города Каменска‑Шахтинского.
Машинист применил несколько ступеней служебного торможения, но скорость состава не то что не падала — росла.
До Каменской оставалось десять километров, когда локомотивная бригада доложила диспетчеру о том, что тяжелый грузовой поезд с неисправными тормозами на большой скорости приближается к станции.
А там все пути были заняты различными составами, в том числе и с опасными грузами.
Диспетчер принимает решение пропустить поезд № 335 без остановки, но связаться с локомотивной бригадой пассажирского поезда ему не удается: помощник машиниста в это время держал в руках тангенту микрофона (клавишу переключения с приема на передачу), поэтому эфир был заглушен шумами радиостанции.
Поезд № 335 состоял из 15 вагонов и электровоза, которым управляла локомотивная бригада из депо «Лихая»: машинист Брицын и помощник машиниста Пантелейчук. Бригада ждала входного светофора, и под разрешающее огни (два желтых) состав прибыл на пятый путь станции Каменская в 01:28. Началась посадка-высадка пассажиров.
Перевести стрелки, чтобы неуправляемый состав попал на другой путь, было невозможно: все остальные пути были заняты, а блокировка стрелок не позволяет настроить маршрут следования на уже занятое полотно.
В телевизионном репортаже того времени авторы сообщают первую доступную информацию, которую предстоит еще выяснить и уточнить следствию, но кадры хроники точно передают ужасающую картину последствий столкновения.
Когда неуправляемый грузовой поезд приближался к станции, помощник машиниста пассажирского поезда ушел из кабины, выложив из рук микрофон. Благодаря этому диспетчер, наконец, связывается с машинистом и, кратко объяснив критичность ситуации, приказывает немедленно отправляться со станции.
В 01:29 поезд тронулся, но проводник вагона № 10 Г. Туркин, согласно инструкции, сорвал стоп-кран. Помощник машиниста побежал к вагону, но что-либо изменить уже было невозможно.
В 1 час 30 минут на станцию Каменская на скорости около 140 км/час — вместо положенных 25 км/час — влетел грузовой поезд № 2035.
На стрелочном переводе № 17 в 01:31 произошел разрыв автосцепки между первым и вторым вагонами «товарняка», второй вагон сошел с рельсов. Остальные хопперы (саморазгружающиеся бункеры на колесах) налетели друг на друга, накренившись на левую сторону, и образовали завал. Потом станет понятно, что именно это спасло пассажирский поезд от полного уничтожения.
Электровоз с одним вагоном-зерновозом общей массой 288 тонн остался на рельсах и проследовал на пятый путь. Он проехал 464 метра на скорости свыше 100 км/час и догнал пассажирский поезд «Ростов-на-Дону — Москва».
Это произошло в 01:32. Электровоз «товарняка» врезался в хвост пассажирскому составу, полностью раздавив вагоны № 15 и № 14. Вагон № 13 был разрушен наполовину. Мгновенно погибли 106 человек — два проводника и пассажиры.
107-м погибшим стал электромонтер Ткаченко, принявшийся за ликвидацию последствий крушения и получивший смертельный удар током.
Движение поездов по станции Каменская прервали: по первому пути — на 1 час 30 минут, а по второму — на 82 часа 58 минут.
Катастрофа не могла остаться незамеченной — у многих погибли родственники, друзья или просто знакомые. В результате трагедии были полностью разрушены две секции электровоза, 54 грузовых и три пассажирских вагона, повреждено 300 метров пути, два стрелочных перевода, восемь опор контактной сети и тысяча метров контактных проводов, потеряно 330 тонн зерна.
Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: одни стояли на платформе, других выбросило из вагонов при ударе. Ранеными оказались 114 человек.
Личности трех погибших во время катастрофы так и не были установлены. Тела похоронили как неопознанные.
Материальные потери составили около полутора миллионов советских рублей.
В трагедии признали виновными двух осмотрщиков — им дали по 12 лет колонии. Машиниста и его помощника оправдали, поскольку они сами получили серьезные травмы.
Долгое время на месте крушения стоял лишь скромный деревянный крест — его поставили жители Каменска-Шахтинского. Только много лет спустя, в 2010 году, в память о погибших установили поклонный крест из металла.
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
|
Международный день пропавших без вести, который также называют день жертв насильственных исчезновений, отмечается 30 августа каждого года.
|
Обучение
Обучение мерам пожарной безопасности
Повышение квалификации по пожарной безопасности (для лицензиатов МЧС)
Профессиональная переподготовка по пожарной безопасности
Охрана труда
Охрана труда с тестированием в ЕИСОТ
Повышение квалификации по охране труда
Профессиональная переподготовка по охране труда
Первая помощь
Гражданская оборона
Профессиональная переподготовка по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Повышение квалификации по антитеррористической защищенности
Профессиональная переподготовка по антитеррористической защищенности
Информационная безопасность
Противодействие коррупции
Расчет пожарных рисков
Безопасность дорожного движения
Повышение квалификации педагогических работников
Повышение квалификации специалистов, занятых в сфере ЖКХ
Обеспечение доступной среды и социальная защита
Повышение квалификации в сфере закупок 44 ФЗ, 223 ФЗ
Повышение квалификации по теплоэнергетике
Повышение квалификации по промышленной безопасности
Профессиональная переподготовка в сфере промышленной безопасности
Радиационная безопасность
Охрана труда при работах на высоте
Экологическая безопасность
Профессиональная переподготовка по экологической безопасности
Транспортная безопасность
Повышение квалификации по туризму
Профессиональная переподготовка в сфере туризма. Экскурсовод (гид)
Электробезопасность
Подать заявку
Перейти к обучению
Информационный портал
Об учебном центре
Цены
Акции и скидки
Контакты
Обучение мерам пожарной безопасности
Повышение квалификации по пожарной безопасности (для лицензиатов МЧС)
Профессиональная переподготовка по пожарной безопасности
Охрана труда
Охрана труда с тестированием в ЕИСОТ
Повышение квалификации по охране труда
Профессиональная переподготовка по охране труда
Первая помощь
Гражданская оборона
Профессиональная переподготовка по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Повышение квалификации по антитеррористической защищенности
Профессиональная переподготовка по антитеррористической защищенности
Информационная безопасность
Противодействие коррупции
Расчет пожарных рисков
Безопасность дорожного движения
Повышение квалификации педагогических работников
Повышение квалификации специалистов, занятых в сфере ЖКХ
Обеспечение доступной среды и социальная защита
Повышение квалификации в сфере закупок 44 ФЗ, 223 ФЗ
Повышение квалификации по теплоэнергетике
Повышение квалификации по промышленной безопасности
Профессиональная переподготовка в сфере промышленной безопасности
Радиационная безопасность
Охрана труда при работах на высоте
Экологическая безопасность
Профессиональная переподготовка по экологической безопасности
Транспортная безопасность
Повышение квалификации по туризму
Профессиональная переподготовка в сфере туризма. Экскурсовод (гид)
Электробезопасность

