Перейти на версию для слабовидящих
Коммерческое предложение: Получить на email
Выберите регион:
Москва
Ваш регион Москва? Да Нет
Вход в личный кабинет 8 800 550 9590 8 499 350 8370 Заказать обратный звонок
Информационный портал
К списку статей

ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

248
Дата актуализации: 

Основное производство электроэнергии при сжигании природного газа в России происходит на тепловых электростанциях (ТЭС), тепловых электроцентралях (ТЭЦ) или государственных районных электростанциях (ГРЭС). Способ получения электроэнергии у них одинаковый. При сжигании органического топлива котлы вырабатывают пар, который вращает турбину, приводящую в действие электрогенератор.

Топливо для электростанций

Рис.1 Топливо для электростанций

В качестве топлива на тепловых электростанциях России (рис.1) используется природный газ (73%), уголь (23,9%), мазут (3%), торф (0,1%). Газ преобладает.

Кроме традиционной схемы с использованием пара в качестве рабочего тела, существуют другие способы преобразования химической энергии топлива в электричество: газотурбинные и газопоршневые установки. Они представляют собой двигатели внутреннего сгорания, вращающие вал электрогенератора.

Газотурбинные и газопоршневые двигатели

Двигатели внутреннего сгорания приводят в движение по всему миру более миллиарда автомобилей. А еще есть тракторы и тепловозы, мотоциклы и мопеды, подводные лодки и самолеты. Большинство транспортных средств в мире использует поршневые двигатели. Конечно, есть трамваи, троллейбусы и электроавтомобили. Количество последних неуклонно растет, но для изготовления миллиарда транспортных средств на электрической тяге потребуется много времени.

Схема газотурбинного двигателя

Рис.2 Схема газотурбинного двигателя

В газотурбинном двигателе воздух сжимается компрессором перед поступлением в камеру сгорания, куда также подается топливо. При сжигании образуются продукты сгорания, обладающие большой энергией и вращающие турбину. Последняя обеспечивает работу компрессора. Остальная энергия может передаваться на приводимый агрегат или использоваться для создания реактивной тяги (рис.2). В качестве топлива может использоваться бензин, керосин, дизель, природный газ и даже измельчённый уголь. Интересный факт: в советском, а потом российском танке Т-80 использован газотурбинный двигатель ГТД-1000 с максимальной мощностью 1100 л. с, благодаря чему махина массой более 40 тонн может развить максимальную скорость до 70 км/час.

У поршневого двигателя энергия расширяющихся газов при сгорании топлива в цилиндре преобразуется в поступательное движение поршня, который посредством кривошипно-шатунного механизма вращает вал. Мощность поршневых двигателей внутреннего сгорания колеблется от нескольких ватт у судовых моделей до 75000 кВт у судовых двигателей.

Газпром газомоторное топливо

Рис. 3 Газпром газомоторное топливо

Поршневые двигатели работают прежде всего на бензине и дизеле. Но в последние годы их теснит газообразное топливо. В конце ХХ века стал широко применятся сжиженный углеводородный газ, пропан-бутановая смесь, находящаяся в баллонах (СУГ). С середины 2010-х годов «Газпром» организовал мощную компанию по продвижению природного газа в качестве моторного топлива (рис.3). В частности, сообщается, что 1 км пути на природном газе осенью 2024 года обходится автовладельцам в 2,3 рубля, а на бензине уже 5,2 рубля. Кроме метана и СУГ в качестве топлива применяются древесный газ, коксовый и другие промышленные газы.

Газовые поршневые двигатели могут иметь искровое зажигание, что позволяет им работать также на бензине. Другая разновидность – газодизельные двигатели, где топливная смесь поджигается не электрической свечой, а запальной порцией дизельного топлива. Основное применение для них – тяжелые грузовики.

Газотурбинные электростанции

Двигатели внутреннего сгорания нужны не только транспортным средствам. Они широко применяются для выработки электроэнергии. Газотурбинные электростанции генерируют электричество и тепловую энергию. В качестве привода электрогенератора используются газовые турбины. Они вырабатывают от десятков кВт до сотен МВт.

Газотурбинная электростанция состоит из компрессора, камеры сгорания, турбины и электрогенератора (рис.4). Компрессор нагнетает воздух под высоким давлением в камеру сгорания. Туда же поступает газовое топливо. Из камеры сгорания высокотемпературные дымовые газы с значительным энергетическим потенциалом поступают на турбину, которая приводит в действие компрессор и, через редуктор, вращает вал электрогенератора. Последний вырабатывает электрическую энергию.

Схема газотурбинной установки

Рис.4 Схема газотурбинной установки

Для лучшего использования тепла имеются рекуператор и теплообменник. В рекуператоре воздух подогревается продуктами сгорания, которые поступают из камеры сгорания с температурой около 900 0С. В теплообменнике оставшееся тепло утилизируется для подачи в систему отопления или иных технологических нужд.

Газотурбинные электростанции получили широкое распространение в 50—60-х гг. ХХ века, в настоящее время используются реже. Они имеют низкий КПД (33-39%) и высокую стоимость за генерируемый кВт мощности.

Газотурбинная электростанция Пякяхинского месторождения

Рис.5 Газотурбинная электростанция Пякяхинского месторождения

Газотурбинные электростанции могут размещаться внутри помещения или на открытой площадке. Их использование целесообразно для удалённых потребителей, особенно — при необходимости отопления объекта. Чаще всего применяются в районах нефтегазодобычи в качестве автономных источников электроснабжения. На газотурбинной электростанции Пякяхинского нефтегазоконденсатного месторождения в настоящее время работают четыре энергоагрегата «Урал-6000» (рис.5). Они обеспечивают собственной электроэнергией поселок вахтовиков и производственные мощности промысла.

Парогазовые установки

Схема работы парогазовой электростанции

Рис. 6 Схема работы парогазовой электростанции

Парогазовая установка вырабатывает электричество двумя турбинами (рис.6). В газотурбинной установке турбину вращают газообразные продукты сгорания топлива. Проходя через газовую турбину, продукты сгорания отдают часть своей энергии. На выходе их давление близко к атмосферному, но они имеют высокую температуру.

Дымовые газы с температурой около 500 0С попадают в котел-утилизатор, где образуется перегретый пар с высоким давлением. Он подается в паровую турбину, которая приводит в действие второй электрогенератор. Парогазовые установки позволяют достичь электрического КПД более 60 %. Напомню, что у газотурбинных установок он находится в диапазоне 33 - 39 %, у работающих отдельно паровых установок - в пределах 33-45 %. Обычно мощность парогазовых установок составляет от 100 до 500 МВт.

Парогазовая установка

Рис.7 Парогазовая установка

Парогазовая установка Новомосковской ГРЭС ПГУ-190 (рис.7) построена на базе газотурбинной установки производства General Electric мощностью 126 МВт, паротурбинной установки Siemens мощностью 64 МВт и котла-утилизатора П-142 ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск». Необходимое качество природного газа обеспечивает система газоподготовки «ЭНЕРГАЗ», в состав которой входят блочный пункт подготовки газа и дожимная компрессорная станция, которые составляют систему комплексной газоподготовки. В блочном пункте газ очищается от механических примесей и жидкостей, производится его учет. Дожимная станция повышает давление газа перед подачей в газовую турбину.

Микротурбины

Производство электроэнергии газовыми турбинами возможно не только в гигантских масштабах. Для небольших объемов применяются микротурбины, которые можно использовать даже для жилых домов.

Принципиальная схема микротурбины Capstone C30

Рис. 8 Принципиальная схема микротурбины Capstone C30

1. Входной воздушный патрубок; 2. Генератор с воздушным охлаждением; 3. Выходной патрубок для отработавших газов; 4. Рекуператор (теплообменник); 5. Инжектор;

6. Камера сгорания; 7. Корпус с теплозащитой; 8. Рабочее колесо турбины; 9. Лепестковый подшипник; 10. Компрессор; 11. Вал

В одном небольшом корпусе (рис.8) размещены компрессор, камера сгорания, рекуператор, турбина и электрогенератор. Последний охлаждается набегающим потоком воздуха, отдельная система охлаждения не нужна. Микротурбогенератор имеет одну движущуюся деталь - вращающийся вал, на оси которого расположены генератор, компрессор и сама турбина. Скорость вращения вала - до 100 000 об/мин. Он поддерживается воздушными подшипниками, которые не требуют жидкой смазки.

Микротурбина CAPSTONE

Рис. 9 Микротурбина CAPSTONE

Микротурбины CAPSTONE (рис.9) имеют электрическую мощность от 30 кВт до 1 МВт. Они автоматически производят увеличение или снижение мощности выработки электроэнергии в зависимости от нагрузки сети. Микротурбины работают на природном и попутной нефтяном газах, сжиженном углеводородном газа, биогазе, дизельном топливе. Контроль над работой установок осуществляет микропроцессорная система автоматического управления через GSM модем.

Автор статьи: Вершилович Владислав Адамович Автор статьи: Вершилович Владислав Адамович

- Место работы - ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород»

- Автор популярных книг и учебных пособий по устройству и эксплуатации газового оборудования




Пройдите курсы по промышленной безопасности
И получите удостоверение

Подробности здесь
Логотип Академии Безопасности
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
ДРУГИЕ Статьи РАЗДЕЛА Промышленная безопасность
О том, что такое комбинированные горелки и какое топливо используется в них, расскажем в этой статье. Отдельно остановимся на особенностях горения жидкого топлива. Рассмотрим конструкцию и принцип действия дизельных горелок и двухтопливных горелок на газ – дизельном топливе.
Газовые горелки с принудительной подачей воздуха – смесительная с отдельным вентилятором и блочная с встроенным вентилятором
Как классифицируются промышленные горелки? Рассмотрим на примерах устройство, принцип работы, преимущества диффузионных и инжекционных горелок среднего давления
Выбор региона:
Выбор региона:
Обратный звонок
Ваше имя *:
Ваш телефон *:
Ваш город :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.
Отправить сообщение
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Текст сообщения :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.