Локализация и ликвидации аварии на опасном производственном объекте
Федеральный закон №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» направлен:
-
На предупреждение аварий на опасных производственных объектах (ОПО);
-
На обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий аварий.
Необходимые требования промышленной безопасности к обеспечению готовности содержатся в статье 10 №116-ФЗ. Организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:
-
Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
-
Заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание либо создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
-
Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
-
Обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО;
-
Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Также на ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, необходимо
создавать вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном МЧС России.
Планы мероприятий
Организация, эксплуатирующая ОПО, должна разрабатывать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Они нужны не для всех ОПО. Планы требуются для ОПО I II III класса опасности, на которых (рис.1):
-
Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, уничтожаются опасные вещества;
-
Получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов;
-
Ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых;
-
Осуществляются хранение и переработка растительного сырья с образованием взрывоопасных пылевоздушных смесей.
Рис.1 Типы ОПО, для которых разрабатываются планы мероприятий
План необходим для подготовки персонала ОПО к действиям в аварийных ситуациях. В нем прописываются меры по обеспечению безопасности людей, локализации аварии при возникновении и ликвидации ее последствий. Порядок разработки планов мероприятий и требования к их содержанию определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» (рис.2).
Рис.2 Положение о разработке планов мероприятий
План мероприятий состоит из общих и специальных разделов. В общих разделах содержатся следующие сведения:
-
Характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий;
-
Сценарии наиболее вероятных и опасных по последствиям аварий, а также места их возникновения;
-
Характеристики аварийности и травматизма;
-
Количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), и их соответствие задачам;
-
Организация взаимодействия сил и средств;
-
Состав и дислокация сил и средств;
-
Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий;
Рис.3 Операторский пункт автоматизированной системы
-
Организация управления, связи и оповещения при авариях (рис.3);
-
Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
-
Первоочередные действия при получении сигнала об авариях;
-
Действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварий;
-
Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
-
Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения локализации и ликвидации аварий.
Специальные разделы плана мероприятий (планы ликвидации аварий) определяют порядок действий в случае аварий в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Сроки действия планов мероприятий указаны в таблице 1.
Таблица 1
Тип ОПО |
Срок действия плана |
Угольные шахты и объекты, на которых ведутся горные работы в подземных условиях |
6 месяцев |
Объекты, на которых ведутся открытые горные работы |
1 год |
Остальные объекты , II и III классов опасности |
5 лет |
Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
Резервы
Организация, эксплуатирующая ОПО, должна иметь финансовые и материальные ресурсы для локализации и ликвидации последствий аварий. Запас денежных средств необходим для компенсации затрат, понесенных именно во время аварийной ситуации. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО не заменяет создание финансового резерва. Его можно сформировать:
-
выделяя на отдельном расчётном счету организации собственные денежные средства;
-
заключив договор страхования расходов на ликвидацию аварии;
-
заключив договор банковской гарантии;
-
иным способом, не запрещённым законодательством России.
Требование о финансовом резерве организации имеется также в статье 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Он создается в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Конечно, не всякая авария приводит к чрезвычайной ситуации. Но так как требования созвучны, возможно создание резерва финансовых средств и на случай аварии на ОПО, и на случай чрезвычайной ситуации.
Средства финансового резерва выделяются на финансирование следующих основных мероприятий:
-
проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на участках ОПО, пострадавших в результате аварии;
-
закупка, доставка и кратковременное хранение материальных и продовольственных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения работников;
-
возмещение расходов, связанных с привлечением сил и средств других организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации аварии.
Материальные ресурсы, необходимые для ликвидации аварий, формируются организацией в виде аварийного запаса. При его создании учитывается степень ответственности оборудования для формирования номенклатуры изделий, включаемых в материальный резерв. В аварийный запас входят оборудование, приспособления, средства индивидуальной защиты, инструмент и материалы, необходимые для оперативного реагирования на происшествия. Эти резервы должны находиться в постоянной готовности к применению в достаточных количествах и номенклатуре.
Рис.4 Аварийный запас ПАО «Транснефть»
Для различных ОПО аварийный запас формируется исходя из специфики деятельности. Например, для магистральных нефтепроводов определяющим является обеспечение бесперебойной прокачки углеводородного сырья. В случае аварии часто возникает необходимость замены участков нефтепроводов, поэтому в аварийный запас входят трубы больших диаметров (рис.4).
Обучение работников
Для руководителей, специалистов и рабочих опасных производственных объектов обязательным является обучение необходимым действиям при аварии или инциденте. В организации, эксплуатирующей ОПО, должна быть организована постоянная подготовка сотрудников:
-
к действиям по предупреждению аварий;
-
к действиям в случае возникновении аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
Рис.5 Учебная тревога на ТЭЦ
Отработка навыков персонала по действиям при аварии на ОПО проводится в процессе учебно-тренировочных занятий и учебных тревог (рис.5). Составляется годовой график с указанием тем. При проведении учений выявляются технические и организационные нарушения, осложняющие ликвидацию аварии. По результатам учебно-тренировочных занятий оценивается готовность персонала к действиям в случае аварий, что отражается в журналах либо актах.
Системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий
Автоматизация является приоритетным направлением развития промышленных производств. Цифровые технологии широко применяются на ОПО. Системы наблюдения контролируют параметры технологических процессов. При достижении критических значений происходит срабатывание защитных устройств, подается сигнализация на пульт управления. Если это не создает угрозу развития аварийной ситуации, происходит прекращение подачи сырья, топлива, электроэнергии, отключаются механизмы. Включаются средства пожаротушения и дымоудаления.
При возникновении аварии важнейшим является своевременное оповещение людей. Срабатывание систем, работающих в автоматическом режиме, позволяет своевременно начать действия в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации аварий. После получения сигнала о происшествии в дело вступают аварийно-спасательные службы, о которых будет рассказано в следующей статье.
Автор статьи: Вершилович Владислав Адамович
- Место работы - ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород»
- Автор популярных книг и учебных пособий по устройству и эксплуатации газового оборудования
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
В этой статье рассмотрим типы сетей газопотребления, поговорим об их элементах и подробно остановимся на оборудовании, техническом и технологическом устройстве наружных газопроводов.
|