Перейти на версию для слабовидящих
Коммерческое предложение: Получить на email
Выберите регион:
Москва
Ваш регион Москва? Да Нет
Вход в личный кабинет 8 800 550 9590 8 499 350 8370 Заказать обратный звонок
Информационный портал
К списку статей

Пересечение газопроводами искусственных преград

125
Дата актуализации: 

Искусственными преградами на пути газопровода являются автомобильные и железные дороги, магистральные улицы, трамвайные пути, линии и сооружения метрополитена. Они построены человеком, поэтому искусственные. Встречаются как в населенных пунктах, так и на межпоселковых трассах. К пересечению газопроводами различных преград предъявляются особые требования. На этих участках труба подвергается дополнительным воздействиям, не характерным для основной трассы газопровода. Кроме того, сам газопровод при утечке представляет угрозу.

Искусственную преграду газопровод может пройти над землей или подземно. Первый вариант применяется при пересечении автомобильных дорог и улиц, иногда – при пересечении трамвайных путей.

Надземный переход газопровода через автодорогу по эстакаде

Рис.1 Надземный переход газопровода через автодорогу по эстакаде

Высота до газопровода, прокладываемого на опорах, должна быть:

  • при пересечении автодорог – не менее 5 м (рис.1);

  • при пересечении с трамвайными путями – не менее 7,1 м от головки рельса.

Когда нужен футляр?

Но основной способ прокладки газопроводов при пересечении с искусственными преградами – подземный.

Трамвай 71-911 «City Star»

Рис.2 Трамвай 71-911 «City Star»

Газопровод под транспортными артериями может подвергаться значительным механическим нагрузкам при проезде трамваев, автомобилей, поездов. Они тяжелые и едут быстро. Российский пассажирский трамвайный вагон 71-911 «City Star» (рис.2) весит 22 тонны без пассажиров, коих можно вместить до 170 человек, что добавляет еще 12 тонн. И эта махина может разогнаться до 75 км/ч!

Поэтому трубу надо защищать от избыточных внешних воздействий. С другой стороны, сам газопровод представляет опасность для проезжающего транспорта и людей при утечке газа. Решение проблемы в заключении газопровода в футляр. Подземные газопроводы всех давлений заключают в футляр в местах пересечений:

  • с железнодорожными и трамвайными путями;

  • линиями и сооружениями метрополитена;

  • автомобильными дорогами категорий I – IV;

  • магистральными улицами и дорогами.

В других случаях необходимость устройства футляров должна определяться проектной организацией. В частности, при пересечении газопроводом автодороги V категории.

Автодорога V категории (очень хорошая)

Рис.3 Автодорога V категории (очень хорошая)

Отнесение автодорог к категориям производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации». В нем описаны крутые автомагистрали с 4 полосами движения (и даже больше), где пересечения с другими автомобильными и железными дорогами находятся на разных уровнях, а ширина разделительной полосы — 6 м. А есть автодороги V категории, которые имеют одну полосу без разделительной полосы, где все пересечения находятся на одном уровне (рис.3). В случае прокладки газопроводов без футляров под дорогами V категории глубину заложения газопровода определяют расчетом, но не менее 1 метра.

Конструкция футляра

Футляр представляет собой трубу большего чем газопровод диаметра. Он монтируется из неметаллических или стальных труб.

Таблица 1

Таблица 1

В советское время футляры строились по чертежам типовой серии 5.905-15 «Оборудование, узлы и детали наружных газопроводов (подземных и надземных)». В соответствии с ним использовались стальные трубы. Их наружный диаметр зависит от условного прохода газопровода (таблица 1).

Газопровод, подготовленный к прокладке в футляр

Рис.4 Газопровод, подготовленный к прокладке в футляр

Газопровод 2 укладывался на полоз 1, выполненный из полукруглых скоб, которые снизу приварены к стальному уголку (рис.4). Скобы крепились к газопроводы проволокой 3, под которую подкладывались сосновые бруски 4 прямоугольного сечения. Это чтобы изоляцию не повредить. После этого конструкция проталкивалась в футляр. Для защиты от грунтовых вод концы футляра закрывались пенькой и битумом.

Монтаж газопровода в футляре

Рис.5 Монтаж газопровода в футляре

На сегодняшний день для футляров используют не только стальные, но и полиэтиленовые трубы. Для протаскивания трубы применяют опорно-направляющие кольца (рис.5). Их изготавливают из двух или трех металлических полуколец и скрепляют между собой с помощью болтов и гаек. На внешней части кольца закреплены диэлектрические опоры из полиамида или полиэтилена. Опорно-направляющие кольца защищают газопровод от механических повреждений при протаскивании в футляре и в процессе эксплуатации, а также не допускают электрический контакт между газопроводом и футляром. Опорно-направляющие кольца, полностью изготовленные из полимеров, называются спейсерами.

Для герметизации футляра на его концах монтируются герметизирующие манжеты из резины. Неразъемные манжеты применяют при новом строительстве, так как их можно одеть на трубопровод. Разъемные манжеты применяют при ремонте, их можно одеть в разрезанном виде. Концы манжеты крепятся к газопроводу и футляру хомутами. Для защиты манжеты от воздействия грунта при засыпке на нее по периметру надевают защитное укрытие — стеклопластиковый кожух.

Контрольная трубка на футляре

Рис.6 Контрольная трубка на футляре

На одном конце футляра монтируют контрольную трубку, выходящую под защитное устройство (рис.6). Она служит для отбора проб из футляра при проверке на загазованность, а также отвода газа при возможной утечке.

Оснащение футляра системой контроля загазованности

Рис. 7 Оснащение футляра системой контроля загазованности

В последние годы на ответственных переходах под железными дорогами и автодорогами I-IV категории футляры оборудуют системами контроля загазованности переходов (рис.7). Они контролируют концентрацию природного газа внутри футляра. При достижении предаварийного содержания (обычно 5% НКПР метана) подается аварийно-предупредительная сигнализация в диспетчерскую службу газораспределительной организации, а также дежурному на железнодорожную станцию. Электропитание — автономное, от солнечных панелей и аккумуляторных батарей. Передача данных происходит по беспроводному GSM-каналу на сервер диспетчерского пункта.

Стальные футляры должны быть защищены от коррозии. Их оборудуют контрольными проводниками для определения наличия (отсутствия) контакта «труба-футляр». По торцам устанавливаются предупредительные знаки.

О нормативных расстояниях, которые необходимо соблюдать при пересечении искусственных преград, расскажем в следующей статье.

Автор статьи: Вершилович Владислав Адамович Автор статьи: Вершилович Владислав Адамович

- Место работы - ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород»

- Автор популярных книг и учебных пособий по устройству и эксплуатации газового оборудования




Пройдите курсы по промышленной безопасности
И получите удостоверение

Подробности здесь
Логотип Академии Безопасности

Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
ДРУГИЕ Статьи РАЗДЕЛА Промышленная безопасность

В этой статье расскажем о подводном способе пересечения газопровода естественных преград. Подробно опишем требования к расстояниям от подводных газопроводов до мостов, рассмотрим правила и способы заглубления и балластировки, а также требования к трубам.

В этой статье расскажем о надводных переходах при пересечении газопроводами водных преград и оврагов. Подробно рассмотрим требования к расстоянию от надводных газопроводов до мостов, а также нормы к высоте перехода относительно уровня воды.

В этой статье рассказываем о нормативных расстояниях, которые необходимо соблюдать при пересечении искусственных преград. Подробно рассмотрим требования к расстояниям от мест пересечения подземными газопроводами транспортных сетей до автомобильных дорог, магистральных улиц, мостов и тоннелей в стесненных условиях городской застройки, метро. Также узнаете о нормативных расстояниях для футляров и толщине стенок труб стального газопровода.

Выбор региона:
Выбор региона:
Обратный звонок
Ваше имя *:
Ваш телефон *:
Ваш город :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.
Отправить сообщение
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Текст сообщения :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.