Перейти на версию для слабовидящих
Коммерческое предложение: Получить на email
Выберите регион:
Москва
Ваш регион Москва? Да Нет
Вход в личный кабинет 8 800 550 9590 8 499 350 8370 Заказать обратный звонок
Информационный портал
К списку статей

Футляры для газопровода

просмотры1340
Дата актуализации: 

Футляры являются важными элементами газопровода, обеспечивающими надежность и долговечность газовых сетей. Они используются там, где труба подвергается значительным внешним воздействиям:

  • на переходах через автомобильные и железные дороги, трамвайные пути;

  • при пересечении подземных коммуникационных коллекторов и каналов различного назначения (рис.1), а также бесканальных теплотрасс;

  • на выходах газопровода из земли;

  • при проходе через стенки газовых колодцев;

  • при пересечении строительных конструкций зданий.

Футляр на пересечении с канальной теплотрассой

Рис.1 Футляр на пересечении с канальной теплотрассой

А - прокладка газопровода над теплотрассой, б – газопровод под теплотрассой

В первых двух случаях футляры являются отдельным сооружением на газопроводе. В остальных случаях это узлы, обеспечивающие сохранность трубы в местах механических и коррозионных воздействий.

К чему приводит нарушения нормативных требований

Ночью 9 мая 2009 г. на ул. Озерной произошла самая крупная за постсоветское время авария на газораспределительных сетях Москвы, утечка газа с возгоранием. Высота пламени достигала нескольких десятков метров (рис.2), жар распространялся почти на километр.

Авария на газопроводе в Москве 09.05.2009 г.

Рис.2 Авария на газопроводе в Москве 09.05.2009 г.

После взрыва на газопроводе начался пожар, которому была присвоена пятая степень сложности (максимальная). Тушением возгорания занимались 35 пожарных расчетов. Городские власти направили к месту пожара более 30 эвакуаторов, для того, чтобы расчистить подступы к месту чрезвычайного происшествия. Сгорели несколько десятков автомобилей, выгорело 8-ми этажное здание Всероссийского научно-исследовательского института оптико-физических измерений, а также Научно-исследовательского физико-химического института имени Карпова. Пострадали 5 человек в проезжавших рядом автомобилях. К чему это рассказано? Основными причинами аварии послужили использование некачественных труб и материалов, а также несоблюдение требований при прокладке газопровода. Футляр не обеспечивал защиты трубы от механического воздействия транспорта, проезжающего по автодороге, что привело к разрыву сварного стыка.

Дополнительные функции футляра

Кроме защиты от механических и коррозионных воздействий футляры позволяют оперативно обнаруживать утечки газа, особенно на участках пересечения с искусственными преградами. Для этого их оборудуют контрольными трубками, через которые газ также отводится в атмосферу, что препятствует его распространению в грунте.

Другое назначение футляра – упрощение процесса замены газопровода. На переходах через автомобильные и железные дороги, при пересечении подземных коммуникаций не требуется раскапывать траншею, достаточно выполнить котлованы с двух сторон. Не надо ломать стены или перекрытия при проходе газопровода через строительные конструкции, что немаловажно, если уже выполнены отделочные работы.

Конструкция футляра

Футляр представляет собой трубу большего, чем газопровод диаметра. Обычно применяют сталь, но возможно использование полиэтилена и других материалов, отвечающих требованиям прочности, долговечности и надежности. На пересечениях с каналами теплотрасс и железными дорогами применяют стальные трубы. Диаметр футляра определяется диаметром газопровода, условиями производства строительно-монтажных работ, а также возможными перемещениями под нагрузкой. Концы футляра уплотняют, что обеспечивает защиту от воздействия грунта и проникновения грунтовых вод. Уплотнение должно позволять газопроводу свободно перемещаться в футляре.

Футляры при проходе газопровода через строительные конструкции

Футляр при пересечении строительных конструкций

Рис.3 Футляр при пересечении строительных конструкций

При пересечении строительных конструкций (стенки газовых колодцев, стены и фундаменты зданий, перекрытия, полы) конструкция футляра самая простая. Газопровод прокладывается внутри трубы и уплотняется в нем эластичным материалом, обычно просмоленной пеньковой прядью (рис.3). Края футляра закрываются. При этом для газопроводов в помещениях используют алебастр, гипс или цемент. Пространство между футляром и стеной или перекрытием плотно заделывают цементом или алебастром на всю толщину пересекаемой конструкции. Футляр, заделываемый в стену, выполняется заподлицо. Футляр в перекрытии должен быть заподлицо с потолком и выступать выше пола на 50 мм, что защищает от попадания влаги внутрь при проливе жидкости. Из стенки газового колодца края футляра должны выступать не менее чем на 2 см. Газопровод в футляре не должен иметь стыковых и разъемных соединений.

При проходе газопровода через наружную стену здания край футляра с внешней стороны закрывают влагостойким материалом, обычно битумом. При проходе газопровода через стенки колодца битумом закрывают оба конца футляра.

Футляры на выходах газопровода из земли

Выход из земли располагается на переходе газопровода из подземного в надземное положение. Если он находится непосредственно у газифицированного здания, то называется цокольным вводом (рис.4).

Цокольный ввод газопровода

Рис. 4 Цокольный ввод газопровода

Качественное изготовление выхода газопровода из земли, правильный монтаж и обслуживание в процессе эксплуатации играют важную роль для безаварийной работы газопровода. Длительное время газопроводы в местах входа и выхода из земли заключались в футляр. В настоящее время при наличии на газопроводе защитного покрытия, стойкого к внешним воздействиям, допускается футляр не устанавливать. При этом в пучинистых грунтах все же рекомендуется применение выхода из земли в футляре.

Футляр на выходе стального газопровода из земли

Рис.5 Футляр на выходе стального газопровода из земли

Для стальных газопроводов длительное время применялся и в настоящее время применяется выход в футляре заводского изготовления (рис.5). Для выхода берется стальная труба, которая изгибается и изолируется на участке, который будет располагаться под землей. Надземная часть окрашивается. На трубу монтируется футляр, концы которого уплотняются гидроизоляционными материалами, обычно битумом. При этом заделка зазора между футляром и трубой должна иметь форму гриба, с тем чтобы вода не попадала в этот зазор.

Футляры на выходах полиэтиленовых газопроводов

Полиэтилен под действием тепла и света разрушается. По этой причине полиэтиленовые газопроводы прокладываются только подземно. Над землей применяют стальные трубы. Поэтому выходы из земли для полиэтиленовых труб состоят из двух отрезков: сначала - пластмасса, потом – металл.

Присоединение полиэтиленового участка к стальному отрезку может выполняться как на горизонтальном, так и на вертикальном участке газопровода. СП 42-103-2003 «Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов» предлагает три варианта:

  • стальной цокольный ввод;

  • ввод, выполненный свободным изгибом трубы;

  • ввод, выполненный при помощи отвода с закладными нагревателями.

Первый вариант применяется чаще всего, конструкция выхода аналогична применяемой для стальных газопроводов. На конце размещаемого под землей горизонтального участка имеется неразъемное соединение «полиэтилен-сталь», к которому приваривается полиэтиленовая труба. В футляр заключается часть вертикального стального участка. Возможно применение выхода без футляра.

Вводы полиэтиленовых газопроводов

Рис.6 Вводы полиэтиленовых газопроводов

При вводе полиэтиленовой трубы изгибом с радиусом не менее 25 диаметров (рис.6, а) соединение "полиэтилен-сталь" размещается на вертикальном участке, ниже - муфта с закладными нагревателями. Этот отрезок заключается в стальной футляр. Подземный участок полиэтиленового газопровода вне стального футляра размещается в полиэтиленовой трубе большего диаметра, которая служит для него футляром.

Ввод, выполненный с использованием отвода с закладными нагревателями (ЗН) и соединением "полиэтилен - сталь" на вертикальном участке, заключается в стальной футляр на вертикальном участке (рис.6, б). В обоих случаях неразъемное соединение «полиэтилен-сталь» на вертикальном участке размещается на уровне грунта.

Футляры на переходах через преграды

Самыми сложными по конструкции являются футляры на пересечениях газопроводов с преградами: автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями, коллекторами, теплотрассами.

Прокладка газопровода в футляре

Рис.7 Прокладка газопровода в футляре

На одном из концов футляра в верхней точке уклона монтируют контрольную трубку (рис.7, а), которую обычно выводят под ковер. Если уклона нет, трубку можно установить на любом конце футляра. Для отбора проб на переходах через железные дороги монтируют вытяжную свечу из стальных труб с установкой на фундамент. Концы футляра уплотняют гидроизоляционными материалами, которые защищают от проникновения влаги. В соответствии с типовым проектом серии 5.905-25.05 выпуск 1 применяют просмоленную пеньковую прядь и битум. В пределах футляра газопровод должен иметь минимальное число стыковых соединений. В настоящее время стальные газопроводы в стальных футлярах оснащают стационарными контрольно-измерительными пунктами для контроля контакта «труба — футляр».

Газопровод размещается в футляре на скользящих либо катковых опорах, вторые рекомендуются при длине плети более 60 м. Опоры защищают газопровод и изоляцию от повреждений при протаскивании плети. Для стальных труб конструкция опор должна обеспечивать отсутствие электрического контакта между футляром и трубой, для чего газопровод футеруют, защищая его от касания стенок футляра. В типовом проекте серии 5.905-25.05 выпуск 1 в опорах для разрыва электрической цепи применяют сосновый пиломатериал (рис.7, б), который обжимают стальными хомутами к телу трубы. Хомуты стягиваются болтами с гайками.

В настоящее время используются опорно-направляющие кольца для протаскивания в футляре заводского изготовления (рис.8).

Монтаж газопровода в футляре

Рис.8 Монтаж газопровода в футляре

Они изготавливаются из двух или трех металлических полуколец и скрепляются между собой с помощью болтов и гаек. На внешней части кольца закреплены диэлектрические опоры из полиамида или полиэтилена. Опорно-направляющие кольца, полностью изготовленные из полимеров, называются спейсерами.

Для герметизации футляра на его концах монтируются резиновые манжеты. Неразъемные манжеты применяют при новом строительстве, так как их можно одеть на трубопровод. Разъемные манжеты применяют при ремонте, их одевают в разрезанном виде. Концы манжеты крепятся к газопроводу и футляру хомутами. Для защиты манжеты от воздействия грунта, при засыпке на нее, по периметру надевают защитное укрытие, которое представляет собой стеклопластиковый кожух.

Разрезные футляры

Часто в процессе ремонта (реконструкции) газопровода, строительства смежных подземных коммуникаций требуется монтаж нового либо замена старого футляра. При этом монтаж обычного футляра требует отключения газопровода, чтобы его разрезать и одеть футляр. Подобная операция часто требует отключения большого числа потребителей. Здесь на помощь приходят разрезные футляры.

Стеклопластиковый футляр

Рис.9 Стеклопластиковый футляр

Футляры САФИТ из стеклопластика выпускаются двух типов. Первый - разъемный вдоль оси моноблок с двумя горловинами под определенный диаметр трубы длиной 6 м (рис.9, а). Защитный футляр для газопровода собирается из двух стеклопластиковых кожухов - нижнего и верхнего, стянутых между собой болтами из нержавеющей стали с резиновым уплотнением. Внутри защитного футляра на трубу газопровода устанавливаются стеклопластиковые центраторы с шагом 980 мм. На расстоянии 500 мм от торца в верхней части заформован стальной штуцер с наружной трубной дюймовой резьбой для монтажа контрольной трубки.

Второй тип - разъемный вдоль оси составной секционный футляр (рис.9, б). Секции стыкуются фланцевым соединением, что позволяет монтировать футляры необходимой длины. Максимальная длина одной секции — 5500 мм, минимальная — 2000 мм. Между фланцами устанавливается специальный резиновый уплотнитель. Фланцы крепятся болтами из нержавеющей стали. Стеклопластиковые футляр имеют высокую коррозионную стойкость, что обеспечивают длительный срок службы без применения электрохимической защиты. Чехол в 6 раз легче стального аналога, легко собирается, при монтаже не требуется применение тяжелой техники или сварки.

Автор статьи: Вершилович Владислав АдамовичАвтор статьи: Вершилович Владислав Адамович

- Место работы - ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород»

- Автор популярных книг и учебных пособий по устройству и эксплуатации газового оборудования





Пройдите курсы по промышленной безопасности
И получите удостоверение

Подробности здесь
Логотип Академии Безопасности
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
ДРУГИЕ Статьи РАЗДЕЛА Промышленная безопасность
Пункты редуцирования газа (ПРГ) предназначены для понижения давления газа в газораспределительных сетях. В статье рассматриваются различные типы ПРГ, их компоновка, применение и особенности. Для контроля, обслуживания и ремонта ПРГ оснащаются отключающими устройствами, запорной арматурой и приборами. Приведены примеры схем ПРГ с одной и двумя линиями редуцирования, а также с разным выходным давлением. Описываются головные ПРГ и их особенности. Статья содержит рисунки с примерами схем и оборудования ПРГ.
Пункты редуцирования газа (ПРГ) предназначены для понижения давления газа и поддержания его на заданном уровне. Узнайте о классических ГРП, основной линии, обводных газопроводах и вспомогательных газопроводах.
Узнайте о пунктах редуцирования газа и их роли в распределительных сетях. Узнайте, как они связывают газопроводы разных давлений и обеспечивают безопасность и эффективность газификации.
Выбор региона:
Выбор региона:
Обратный звонок
Ваше имя *:
Ваш телефон *:
Ваш город :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.
Отправить сообщение
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Текст сообщения :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.