Перейти на версию для слабовидящих
Коммерческое предложение: Получить на email
Выберите регион:
Москва
Ваш регион Москва? Да Нет
Вход в личный кабинет 8 800 550 9590 8 499 350 8370 Заказать обратный звонок
Информационный портал
К списку видео

Занятие №3. Канаты, шнуры, тросы, стропы


Мы продолжаем серию видеороликов по безопасным работам на высоте. Сегодня тема занятий: верёвки, шнуры, стропы, тросы и так далее.

Начнём с верёвок. Верёвка – это, по сути, изделие из полиэтилена. Это сердечник и оплётка. Как видите - плетение ниток оплётки различается. Нитки сердечника сделаны с более с прямым плетением, чтобы брать нагрузку по прямой. Нити оплётки сделаны с большим перекрестием, чтобы нагружать оплётку менее чем сердечник. Это важно, потому что верёвка при большом натяжении в первую очередь нагружается сердечник. а во вторую очередь нагружается оплётка. Примерно, если брать в процентном соотношении: 70% забирает сердечник, и 30% забирает оплётка.

У нас в руках канат, Коломенбский завод, 11 миллиметров, статическая верёвка. Здесь мы видим следы краски, и, в общем-то, цвет довольно тёмный. Когда верёвка была новая, она выглядела вот так. Это ярко-белая веревка и мягкость, то есть из неё удобно вязать узлы. Более старую верёвку уже, соответственно, так не гнётся. Это происходит из-за того, что полиэстр сушиться от ультрафиолета. То есть от солнца. И второй момент - это грязь, которая попадает между волокон. То есть - это пыль, песок и всякие клейкие вещества. То есть верёвка со временем становится более жёсткой. Если вы покупаете верёвку в магазине, она новая жёсткая, то со временем она будет вообще как палка. Поэтому выбирайте веревку помягче.

Вот верёвка длиной 50 метров, диаметром 10 миллиметров. Здесь примерно 5 килограмм. То есть каждый метр веревки весит 80- 90 грамм. Обратите внимание, что кончик промаркирован и сделана запись о дате продаже, длине веревки. Это важная информация, которая должна быть на каждой верёвке. Для работ на высоте используют вёревки диаметром 11 миллиметров. Вот это тоже 11. 10 миллиметров. И 9 миллиметров. Верёвки более толстые, то есть 12-15 миллиметров мы не используем, потому что для них неприспособленны спусковые, страховочные устройствa. Верёвки более тонкие, чем 9 миллиметров также нестабильно работают на спусковых и страховочных устройствах. То есть мы, по сути, не будем уверены в правильной и безопасной работе на высоте. Основной, конечно, - это 10 миллиметров, потому что она наиболее долговечна и наиболее статична.


Почему мы выдаем
удостоверения по работе на высоте
на пластиковой основе?

Подробности здесь
ОТ на высоте_1.jpg

Принципиально верёвки делятся на динамические, то есть гасящие рывок, и статические, которые менее растяжимым. То есть динамическая веревка – это, по сути, пружинка, которая сделана для гашения силы рывка. А статическая верёвка её антипод. Она наименее подвержена вот этим вот колебаниям во время спусков и во время падения. Соответственно, для спортсменов чаще всего берётся динамическая верёвка, потому что они лезут снизу вверх по стене и могут упасть. Таким же самым образом создать рывок на верёвку. Для промышленных альпинистов, безусловно, работа с крыши на землю более привычна. То есть какое-то лазание, элементы прохождения, металлоконструкции. Они тоже присутствуют, но не в таких масштабах как просто спуск с крыши на нужный этаж и спуск на землю. То есть работа сверху вниз подразумевает статических верёвок.

Каждой верёвке, которая сделана для работ на высоте есть паспорт, либо сшитый внутри изделия, либо прилагаемые в виде бумажки или паспорта. В этом паспорте написана информация о производители, о нагрузках, о дате производства. И по данному паспарту можно понять, что перед вами изделие для страховки человека. То есть, покупая канат на рынке, мы не можем его использовать для работ на высоте.

Объясню, почему такая принципиальная позиция. На заводах, которые делают хозяйственную верёвку, берут нити и начинают плести канат. Как только нить кончается, заряжают следующую нить и продолжают плести канат. На заводах, которые делают альпинистскую верёвку, заряжают нити, начинают плести канат. Как только нить кончается, веревка заканчивается. То есть никаких сплавок, сшивок и бугорков здесь нету. Это принципиально важно, потому что, по сути, мы с вами висим вот на вот этих вот нитках внутри оплётки. Если какая-то часть из них будет просто наращенная, мы не будем уверены в том, что верёвка у нас в руке.

Как сушить, как ухаживать за веревкой? Верёвка нуждается в уходе после каждого использования, после каждого намокания - обязательно. То есть самый основной - это грязь, которую мы можем почистить механически, либо постирать в тёплой воде со специальным шампунем. Это, собственно, влага и плесень которая может испортить наш полиэтилен. И это химические вещества, которые вступают в реакцию с полиэтиленом. Это щёлочь и кислоты, агрессивные лакокрасочные покрытия. То есть всё это не увеличивает срок службы, а уменьшает. Соответственно, после того как кислота попадает на новую верёвку, мы можем смело новую веревку отдавать в деревню к бабушке. Потому что, что происходит внутри полиэтилена, мы не знаем. И были случаи, когда на вид новая верёвка бралась в работу, бралась в горы и порвалась. Потом проводилась экспертиза, и выяснялось, что верёвка была чем-то залита во время хранения, либо время эксплуатации. То есть полиэтилен довольно нежный и следить за ним надо очень аккуратно. Поэтому, в основном, верёвка закрепляется за каждым работником индивидуально. Вот, например, эти 50 метров мои. Я сам на них работаю и самый за ней слежу. Соответственно, я более спокоен и не нервничаю по поводу того, где она валялась, кто там, что с ней делал. Это как любое другое снаряжение, относящиеся к вашей безопасности, должно быть личное, либо лично за вами закреплено.


Ещё один тонкий момент: видите, разная расцветка верёвок и в том числе есть и цвет хаки, и чёрный. В общем-то, любой цвет. Я рекомендую брать: во-первых, яркие цвета. Потому что они более заметны и днём, и ночью, и на снегу, и на чёрной крыше. А во-вторых: брать разные цвета. То есть это сделано специально, для того чтобы случайно не выщелкнуть не тот конец.

Вёревку также ослабляет узел, который мы завязываем на конце, либо на середине. У большинства коротких верёвок есть сшивка. Это сшивка выдерживает две тысячи двести килограмм. То есть она не уменьшает прочность. Здесь такой защитный чехол, прозрачный, который также является фиксатором карабина. Есть сшивки просто защищённые, но колечко тоже довольно плотное, то есть карабин болтаться не будет.

Теперь перейдем к меньшим диаметрам - это 5 миллиметров. Выдерживает примерно 400 килограмм. Это шнур вспомогательный, он нужен для того, чтобы подвязать перфоратор, молоток, ведро, что-то не очень тяжелое, но то, что жалко потерять. Данный шнур выдерживает 400 килограмм, как я уже сказал, но человек на нём висеть не может. Во первых: шнур может намокнуть, соответственно, потеряет прочность и мы в любом случае будем завязывать узелки, которые также ослабляет прочность шнура. Поэтому для человека используются 10, 11 и в редких случаях 9 миллиметров. Этого достаточно для спокойной работы на высоте. Но более тонкие шнуры нужны для подвязывания ключей, всякой такой мелочёвки. Сотовый телефон, например, потому что жалко уронить. То есть этот шнурок выдерживает 50 килограмм, понятно, что ничего серьёзного на него нельзя вешать, но не имеет смысла вешать телефон, подстраховать с помощью вот такого каната.

Это всё, что относится к верёвкам и шнурам. Ещё одно изделие из полиэтилена – это стропа. Стропа, по сути, сплетённая, плоская верёвка. Самое слабое место у стропы - это сшивка. Поэтому избегайте попадание на сшивку карабина вот в таком положении, либо чтоб карабин работал на отрыв. В общем, сшивку надо убирать в сторону. То есть когда мы используем стропу, мы вщёлкиваем не сшивкой, а смещаем её в сторону. Как видите, у данной стропы есть паспорт. Во-первых: паспорт есть бумажной. Во вторых: информация нанесена на бирку, производитель и погрузки. Так же, как и с верёвкой, наглядно можно показать, что происходит со стропой. Этой стропе примерно полтора года, вот эта стропа почти новая. То есть со временем стропа темнеет и забивается грязью и песком, и сохнет от ультрафиолета. Поэтому срок службы строп, также как и верёвок, три года. После чего, соответственно, её либо отбраковывают, либо не используют для страховки человека.

Это вшитая стропа, 60 сантиметров. Она удобна для подстраховки вблизи. Есть и коротенькие, 40 сантиметров. Здесь, обратите внимание, более тонкая стропа. Она более компактная и позволяет, например, пристраховать перфоратор, либо какой-то тяжелый инструмент, либо какую-то металлоконструкцию, которую вы монтируете на высоте. Здесь также есть паспорт, да. То есть, написан производитель и нагрузки, то есть это изделие может использоваться для страховки на высоте. Самое маленькая стропа - это спортивная сшивка с двумя маленькими колечками. Точно так же есть паспорт и производитель. Это используется для оттяжек на скалолазании. Ну и самая длинная - это вот такая вот стропа. То же самое, есть паспорт с нагрузками и она длиной примерно 4 метра.

То есть если вам нужна длинная, то лучше взять готовое, закольцованное изделия нужной вам длины. Если 60 сантиметров вам не хватает, то наращивать с помощью 2 стропы недопустимо. По сути, мы с вами получились стропу метр двадцать, но узел ослабляет эту стропу и эту стропу. То есть мы, по сути, с вами сделали у самостраховки метр-двадцать, но какую нагрузку он выдержит, мы сказать уже не можем. Но это явно не 2 тонны, которые у нас является минимальным. Наоборот, если вам надо укоротить, то вы можете просто сложить стропу, щёлкнуть сюда 2 карабин. То есть это допустимо.

Если вам нужно стропа разной длины, то удобнее всего взять регулируемую самостраховку. Сюда вщёлкивается, например, монтажный карабин, а вот эта длина, за счёт пряжки, регулируется. Это действительно удобно и находясь на высоте я могу одной рукой изменить длину. То есть, например, укоротить. Здесь, на конце, также написана информация производителя и его нагрузках. Также здесь, на конце, сделана сшивка, которая не позволит выскользнуть стропе из пряжки. То есть - это изделие для страховки человека подходит. Есть и другая стропа с похожей пряжкой, но здесь нет информации о нагрузках. То есть это вспомогательная стропа. Конец здесь не имеет сшивки. То есть она может выщелкнуться и, соответственно, мы можем потерять страховку. Данная стропа используется для подстраховки чего-то тяжелого, но за ней нужен визуальный контроль.

Есть отдельная категория строп повышенной прочности. Это так называемая анкерная петля, либо анкерная точка. Она сделана для того, чтобы не портить верёвку, а обернуть вокруг опоры стропу, щёлкнуть сюда карабин, да. То есть мы получаем замкнутое кольцо, которое оборачиваем вокруг дерева. Например, был вокруг металлоконструкции и сюда уже подвешен наш рабочий канат, который идёт к нам если мы куда-то спускаемся. Здесь, как у любого другого изделия, есть информация о производителе, о нагрузках, о дате его производства. Такие стропы есть разной длины, есть ещё более усиленные, которые идут с внешним чехлом из 2 стропы. То есть как только внешний чехол перетирается, стропа отбраковывается.

Отдельно хочу остановиться на самостраховках с вот такими прошивками. Люди думают, что эти прошивки сделаны для того, чтобы вщёлкивать, но здесь есть один маленький нюанс: если вы вщелкнётесь неправильно, то есть вот так, вы, по сути, висите на одной этой сшивке. И во время срыва сшивка порвётся и, соответственно, вы просто улетите. Вот, показываю как сделана сшивка. Да, то есть - это наша с вами прошитая стропа с сшивкой. Во время рывка она просто рвётся, и вы улетаете. Данная стропа сделана для того, чтобы погасить рывок. То есть если вы срываетесь, то есть падаете вниз, сшивка рвётся, тем самым забирает часть ударной нагрузки, которую вы делаете, карабин пролетает до следующей сшивки, рвётся, до следующий сшивки, и так далее. То есть вот эти вот сшивки сделаны для того, чтобы погасить силу рывка при падении человека, но здесь, я повторюсь, самая распространенная ошибка - это вщёлкивание вот в эти колечки. В результате которых мы можем не угадать и вщёлкнуться с одной и той же стороны. Да, то есть через несколько, но всё равно они при разрывании, по сути, разорвутся совсем, и вы упадёте.

У стропы очень маленькое растяжение, поэтому амортизации рывка это важный вопрос. Если у динамических верёвок с амортизацией всё в порядке, у статических похуже, но тоже что то можно предложить, то для строп разработали специальные разрывные амортизаторы. Они есть либо в чехлах, либо в прозрачных упаковках, чтобы визуально посмотреть. По сути – это стропа закольцованная с прошитый половиной. Сейчас я покажу на этой стропе. То есть вот, часть стропы забирают и сшивают специальным швом, соответственно, при рывке стропа рвётся и вы остаетесь живы. Стропа рвётся по вот этим нитям. То есть при падении ударной нагрузки сильной не будет, она будет вся уходить на то чтобы порвать эти сшивки. И большинство страховочных устройств обязательно использовать именно с таким амортизатором рывка. Перед каждым использованием амортизатор проверяется и визуально осматривается. Поэтому либо прозрачный чехол, либо вот такая молния, очень удобно.

У нас остается несколько вопросов по жёстким условиям. Например: газорезка, либо электросварка. Искры, открытое пламя, раскалённый металл. Для подобных задач есть арамидная петля. То есть – это, по сути, кевлар. Здесь также написано, кто производитель, какие нагрузки и дата производства. Это петля 60 сантиметров, то есть для самостраховки подходит. Кевлар не боится открытого горения, не боится искор и не боится острых кромок. Чтобы перерезать кевлар, надо приложить очень большие усилия, тогда как верёвку можно перерезать, ну, за 1 движение. Данные петли будут актуальны для газорезки, либо для пожарных.


Для ещё более суровых условий есть тросовая петля. Это изделие с паспортом и с информацией на бирке: дата производства и производитель. Вот этот трос выдерживает две тысячи двести килограмм, но, конечно, он выдерживает больше, просто производитель обязан соблюдать минимальные требования, a это 2200 килограмм. Такой трос можно изготовить самостоятельно, но для этого надо взять гостированный трос и быть уверенным в таких муфтах, либо взять три жимка. Здесь интегрированные монтажные карабин, но они не очень удобные, поэтому можно купить без карабинов, либо их удалить от сюда. Ну, соответственно, длина тросовых петель может быть абсолютно разной, и такие петли используются для работы на металлоконструкциях, потому что они не боятся ни острых кромок, ничего. И такие петли удобно использовать на больших, тяжелых грузах. По сути - этот крановый трос для подъема грузов.

Ещё хочу рассказать немного про эту стропу. Она похожа на, точно также как и трос, на крановые изделие для подъема грузов. Но хочу предупредить, что как только вы начинаете использовать стропу для подъема грузов, она переводится в разряд грузовых. То есть она перестаёт быть страховочным изделием, потому что остаточные повреждения внутри стропы нам неизвестны. Если упадёт груз, то просто упадет груз. Если упадёт человек, то, в общем, печаль. Поэтому для подъёма грузов используйте специальные, отдельные грузовые стропы или отдельные грузовые канаты, которые не используются для работы человека.


Пройдите обучение по направлению: "Охрана труда при работе на высоте" в УЦ "Академия Безопасности". Срок получения удостоверения от 1 дня. Отправка оригиналов документов заказным письмом Почтой России БЕСПЛАТНО.

Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
ДРУГИЕ Уроки по высоте с Сергеем Мартьяновым РАЗДЕЛА Работы на высоте
Для того, чтобы наладить диалог между нами я хочу немножко рассказать о себе. Моя работа на высоте началась примерно в 18-19 лет. Введение: Профессиональный альпинист Сергей Мартьянов
Здравствуйте, мы открываем серию лекций по безопасным работам на высоте.
И сегодня тема занятия – карабины.
Здравствуйте, сегодня второе занятие по теме карабины, которые не используются
каждый день, которые нужны только для решения определенных задач.
Выбор региона:
Выбор региона:
Обратный звонок
Ваше имя *:
Ваш телефон *:
Ваш город :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.
Отправить сообщение
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Текст сообщения :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.