Что изменилось в законе об образовании с принятием поправок о просветительской деятельности

В 2021 году в законодательстве РФ впервые было дано определение «просветительской деятельности». Такое понятие было введено на законодательном уровне в связи с принятием Федерального закона № 85-ФЗ от 05.04.2021, которым были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). Изменения вступили в силу 1 июня 2021 года.
Определение «просветительской деятельности» (п. 35 ст. 2 Закона об образовании), указанное в Законе об образовании сформулировано, по нашему мнению, достаточно сумбурно и абстрактно, между тем, из него можно выделить основные ключевые признаки такой деятельности:
-
осуществление вне рамок образовательных программ;
-
направленность на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок;
-
цель: интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые действующим законодательством РФ.
Также указывается, что осуществлять такую деятельность при соблюдении требований действующего законодательства РФ могут следующие субъекты (ст. 12.2. Закона об образовании):
-
органы государственной власти,
-
иные государственные органы,
-
органы местного самоуправления (ОМС),
-
организации, уполномоченные органом государственной власти, иным государственным органом или ОМС,
-
физические лица,
-
индивидуальные предприниматели (ИП),
-
юридические лица.
Также Закон об образовании содержит норму о том, что использование просветительской деятельности не допускается для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ.
Здесь сразу же становится не совсем понятно указание данной нормы в Законе об образовании, так как разжигание указанных видов розни и так образуют состав уголовного преступления, который предусмотрен ст. 282 Уголовного кодекса РФ. Также указанная норма Закона об образовании содержит в себе достаточно размытые формулировки, такие как «сообщение недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов», «побуждение к действиям, противоречащим Конституции РФ». Указанные понятия достаточно широки и абстрактны, а определять, какие исторические сведения достоверны, а какие нет, под силу историкам, исследователям и ученым, а никак не чиновникам.
Проект Положения о просветительской деятельности
Дополнительно утверждается, что порядок, условия и формы осуществления такой деятельности, в том числе порядок проведения контроля за ней, устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 12.2 Закона об образовании).
С этой целью на официальном Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 23 апреля 2021 года был размещен соответствующий Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» (ID 01/01/04-21/00115396), разработчиком которого является Минпросвещения России (далее – Проект Положения о просветительской деятельности).
Проект Положения о просветительской деятельности изложен достаточно «жестко», поэтому, забегая вперед, сразу скажем, что вокруг него велась достаточно оживленная дискуссия. Он получил более 25,5 тысяч предложений, замечаний и отрицательных оценок, в то время как положительных оценок набралось всего чуть более 70. В связи с этим было принято решение о существенной доработке Положения, а Проект получил отметку «отказ от продолжения разработки».
Так чем же не угодил предлагаемый Минпросвещения России Проект Положения о просветительской деятельности? Давайте рассмотрим его основные положения:
1. Попытка охватить все возможные направления деятельности, в том числе под него попали:
-
распространение исторических и национально-культурных традиций,
-
распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека,
-
популяризация достижений современной науки и техники,
-
формирование рационального использования природных ресурсов,
-
распространение знаний о здоровом образе жизни, психологии человека и выборе жизненного пути, профессии,
-
повышение осведомленности о деятельности органов власти,
-
а также некоторые иные направления, в том числе, соответствующие целям просветительской деятельности.
2. Указание на всевозможные формы деятельности:
-
организация презентаций, лекториев,
-
проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий,
-
организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в сети «Интернет»,
-
организация размещения или распространения видео-, аудиоматериалов, в том числе в сети «Интернет»,
-
создание просветительских интернет-порталов,
-
иные формы, обеспечивающие цели просветительской деятельности.
3. Возможность осуществления просветительской деятельности исключительно на основании договоров об оказании услуг, заключаемых с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры.
4. Установление ряда требований к определенным субъектам просветительской деятельности:
Ф/Л и ИП |
Ю/Л |
|
|
5. Обязательное размещение организациями информации о заключенных договорах на своем официальном сайте в сети «Интернет».
6. Контроль за соответствием реализуемой просветительской деятельности ее целям и направлениям возложили на учредителей организаций, которые заключили соответствующие договоры с субъектами осуществления просветительской деятельности.
Такой контроль должен был быть осуществлен в рамках проведения анализа отчетов о результатах самообследования образовательных организаций.
В отношении организаций, которые находятся в ведении федеральных государственных органов, такой контроль планировалось осуществлять соответствующими федеральными государственными органами.
Таким образом, в настоящее время мы имеем только общее понятие «просветительской деятельности» и практически полное отсутствие определенности и правового регулирования данного вида деятельности. Надеемся, что в ближайшее время Проект Положения о просветительской деятельности будет доработан и после процедуры утверждения вступит в законную силу, чем реализует возможность регулирования данного направления.я
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
Является ли прохождение независимой оценки квалификации в области пожарной безопасности обязательным? Рассмотрим требования Федерального закона от 03.07.2016 №238-ФЗ
|