Надзор и контроль за деятельностью в сфере дополнительного профессионального образования по новым правилам
1 июля 2021 года вступили в силу новые нормативно-правовые акты о государственном контроле (надзоре). Применительно к системе образования значимыми являются следующие НПА:
1. Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 11.06.2021 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (которым внесены изменения в части контрольно-надзорной деятельности в сфере образования).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования».
Особый акцент нового законодательства сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.
Государственный контроль (надзор), особенно в части проведения контрольно-надзорных мероприятий, должен осуществляться лишь в случае недостаточности и (или) неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.
Законодательством также определены основные понятия и порядок правового регулирования систем управления рисками, а также результаты их реализации. В результате оценки рисков объекты государственного контроля (надзора) разделяются на категории риска. При отнесении объектов контроля к категориям риска контрольно-надзорные органы будут учитывать степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований, а также вероятность их наступления.
Стоит отметить, что федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ предусмотрено широкое использование информационных технологий при проведении всех видов контроля.
В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля уже созданы:
-
единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
-
единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
-
информационная система досудебного обжалования;
-
реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
-
информационные системы контрольных (надзорных) органов.
За порядок формирования и ведения указанных реестров отвечают отдельные документы, утверждаемые Правительством Российской Федерации. При этом проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается!
Необходимо добавить, что статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено два вида государственного контроля (надзора) в сфере образования:
1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, предметом которого являются:
-
соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
-
соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
-
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Такая форма контроля осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования» установлено, что включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., проводятся в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным данным постановлением.
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
Является ли прохождение независимой оценки квалификации в области пожарной безопасности обязательным? Рассмотрим требования Федерального закона от 03.07.2016 №238-ФЗ
|