Перейти на версию для слабовидящих
Коммерческое предложение: Получить на email
Выберите регион:
Москва
Ваш регион Москва? Да Нет
Вход в личный кабинет 8 800 550 9590 8 499 350 8370 Заказать обратный звонок
Информационный портал
К списку видео

Занятие №115 Полиспаст


Давайте разберемся, что же такое полиспаст, как его собрать и как его применять в нашей работе.

Обычно для того, чтобы построить полиспаст нужна верхняя и нижняя точки. Нижняя точка в данном случае - это груз, к которому прицепим канат. Теперь верёвку продеваем через верхнюю точку. Очень простой вопрос: что у нас сейчас есть, является ли это полиспастом или нет? Наверняка вы сейчас ответите, что это не полиспаст, потому что нету ролика. Окей, поставим ролик.

Пристегнем ролик к верхней точке. Ролики есть, груз поднимается, но это все еще не полиспаст, потому что полиспаст должен облегчить нам задачу, а сейчас нам все так же тяжело поднимать груз.

Для того, чтобы собрать полиспаст нужно нижний конец отщелкнуть от груза и встегнуть в груз петлю. Конец веревки вщелкиваем в верхнюю точку и веревку тоже вщелкиваем в верхнюю точку. Основной принцип построения полиспаста -это распределение нагрузки на несколько веток. Сейчас я держу веревку, вес распределяется на две, одна - узел, а другая идет ко мне. Чтобы поднять груз, я буду тянуть всего за одну из двух веревок. Это называется полиспаст 2к1. Попробуем собрать полиспаст посерьезней, 2к1 маловато.

Соберем немножко другую схему. Опять цепляем конец к грузу, поднимаемся наверх, цепляемся к грузу снова. Попробуем поднять. При чем неважно, тяну я вверх или вниз. Просто если груз находится ниже, нам будет удобней тянуть вверх, если груз находится выше нас, нам будет легче тянуть вниз.


Почему мы выдаем
удостоверения по работе на высоте
на пластиковой основе?

Подробности здесь
ОТ на высоте_1.jpg

Остается маленькая проблемка. Проблемка заключается в том, что груз-то падает. Чтобы он не падал нужно использовать блокиратор обратного хода. В качестве блокиратора обратного хода можно использовать спусковые устройства, зажимы, различные ролики и вспомогательные репшнуры, дерево, вокруг которого вы обвязали веревку и так далее.

Давайте поподробнее остановимся на теории. Допустим, мы хотим поднять груз массой 300 кг. Начинаем тянуть веревку к верхней точке и продеваем веревку через карабин. Таким образом, мы будем тянуть все 100% массы груза. Теперь поставим ролик. Делаем ту же схему, но теперь вешаем веревку не на карабин, а на ролик. Как ни странно, полиспаста все еще нет, никакого выигрыша мы не получили. Чтобы собрать полиспаст, нужно начинать с верхней точки. Хвост цепляем кверху и продеваем веревку через нижнюю точку. Эта конструкция уже является полиспастом, масса нашего груза распределяется на две веревки, по 50% массы груза на каждой. Именно в тот момент, когда к грузу подходит несколько веревок конструкция становится полиспастом. Эта схема применяется когда мы работаем в колодце или трещине.

Если мы хотим собрать нечетный полиспаст, например, 3к1, нужно начинать снизу. Ведем веревку вверх, вставляем в ролик, ведем веревку к нижней точке, цепляем к ролику и снова наверх.

Если мы увеличиваем количество веревок и роликов, мы увеличиваем и трение. Есть одна формула, которая ничего не имет общего с математическими. Она позволит на коленке посчитать, имеет ли смысл собирать тот или иной полиспаст. Выглядит она вот так: Сумму массы груза и трения мы делим на кратность полиспаста. Осталось выяснить сколько трения добавляется на роликах и карабинах.

Когда мы продеваем веревку только через карабин, мы добавляем примерно 50% к итоговому количеству килограмм относительно массы груза. Ролик без подшипника добавляет 20%, ролик с подшипником добавляет 10% и дорогой, хороший ролик добавляет всего 5%. Но это еще не предел, по заверению производителей, самые лучшие на данный момент ролики добавляют всего 3%. У спускового устройства процент трения примерно равен 40. Также трения добавляет и перегиб, через который проходит веревка. Добавляет он до 50%, поэтому на край надо что-то подкладывать, желательно протектор роликовый.

Теперь давайте посчитаем какое итоговое значение килограмм нам придется поднимать. К массе груза в 300 кг прибавляем 15% от этой массы и делим на кратность полиспаста, то есть на 3. 115 кг в итоге нам придется вытянуть. Если посчитать нагрузку 4-х кратного полиспаста при учете, что у нас стоят дорогие ролики, она составит 90 кг. 10-и кратный полиспаст на хороших роликах будет давать нам всего 45 кг. Увеличивать кратность имеет смысл только когда у вас хорошие ролики. При этом, чтобы поднять груз на 1 метр на 3-х кратном полиспасте нужно поднять метр на каждой веревке, то есть поднять 3 метра. А если у нас будет полиспаст 10к1, нам нужно будет поднять 10 м, чтобы груз продвинулся на 1.

Общепризнано, что 1 человек тянет 30 кг. Поэтому может быть легче позвать лишних людей, чем мучится и собирать огромной кратности полиспасты. При этом, если веревка идет почти вертикально, за нее смогут ухватиться только 2 человека, остальные будут просто мешать. Если же веревка стоит горизонтально, за нее могут ухватиться хоть 10 человек. Так что иногда следует поставить лишний ролик, чтобы позволить большему количеству людей поднимать груз. Но даже 4 человека могут порвать веревку. 4-х кратный полиспаст дает 90 кг, а 4 человека тянут 120 кг.

Надеюсь, вам стало понятней, что из себя представляет полиспаст, как посчитать нагрузку и что нужно учитывать.

Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
ДРУГИЕ Уроки по высоте с Сергеем Мартьяновым РАЗДЕЛА Работы на высоте
Для того, чтобы наладить диалог между нами я хочу немножко рассказать о себе. Моя работа на высоте началась примерно в 18-19 лет. Введение: Профессиональный альпинист Сергей Мартьянов
Здравствуйте, мы открываем серию лекций по безопасным работам на высоте.
И сегодня тема занятия – карабины.
Здравствуйте, сегодня второе занятие по теме карабины, которые не используются
каждый день, которые нужны только для решения определенных задач.
Выбор региона:
Выбор региона:
Обратный звонок
Ваше имя *:
Ваш телефон *:
Ваш город :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.
Отправить сообщение
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Текст сообщения :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.