Авария на Норильской ТЭЦ-3 (29 мая 2020 года)

Авария на ТЭЦ-3, принадлежащей АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК), которое входит в группу «Норникель», произошла днем 29 мая 2020 года. В сети появилась скромная информация об утечке дизельного топлива из одного из резервуаров. По официальным данным, в почву рек Амбарная и ее притока Далдыкан попало более 20 тыс. тонн нефтепродуктов. Вода в реках окрасилась в красный цвет.
Первоначальная версия ЧП гласила, что причиной стал некий автомобиль, который 29 мая вдруг загорелся на промышленной трассе у ТЭЦ-3 в Норильске. Потом от этого транспортного средства огонь якобы распространился по всей прилегающей территории площадью примерно в 300 квадратных метров.
Данную версию озвучили и в региональном управлении МЧС РФ. В сообщении ведомства говорилось, что некий автомобиль по неизвестной причине влетел в резервуар с топливом, повредил его, по причине чего топливо вылилось на землю и воспламенилось.
Однако спустя некоторое время иную версию озвучили в АО «Норильско‑Таймырская энергетическая компания». В сообщении НТЭК утверждалось, что автомобиля первоначально не было, а причина ЧП в том, что под топливным резервуаром объемом в 30 тысяч тонн не выдержали опоры. Дно резервуара треснуло и вывалилось, после чего на территорию хлынул поток из 21 тысячи тонн дизельного топлива. По стечению обстоятельств вблизи проезжал автомобиль, который угодил в зону пролива горючего. Произошло возгорание, которое распространилось на территорию площадью около 300 м2.
По мнению специалистов, одна из возможных причин происшествия кроется в ошибке, допущенной еще на начальном этапе проектирования и строительства свайного основания под резервуар, которое велось в 1980 годах. Как указывается в выводах комиссии, часть вбитых свай не опиралась на скальный грунт, что привело к неравномерному распределению нагрузки. «В 2015 году, — говорится в отчете, — топливный резервуар вывели в ремонт, вследствие чего государственный надзор за ним был приостановлен. Спустя четыре года его эксплуатацию возобновили, но без соблюдения необходимых требований промышленной безопасности и уведомления контролирующих органов».
Около 6 тысяч тонн дизельного топлива растеклись по близлежащей территории, из-за чего оказался зараженным грунт на огромной территории. Гораздо больше дизеля (около 15 тысяч тонн) попало в две протекающие неподалеку речки — Амбарную и ее приток Далдыкан. Сюда топливо попало из ручья, который протекает непосредственно рядом с ТЭЦ. В итоге реки окрасились в ярко-красный цвет. Этот поток пошел в сторону озера Пясино, а затем через одноименную реку — в Карское море.
Экологи назвали случившееся одной из крупнейших аварий такого рода в заполярной Арктике. По оценке замминистра природных ресурсов и экологии РФ, на восстановление окружающей среды в районе Норильска может уйти до 10 лет. Снизить ущерб, нанесенный природе, помогла успешная работа по ликвидации аварийного разлива.
3 июня в Норильске и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе был введен режим ЧС. К этому моменту уже было понятно, что своими силами с устранением последствий аварии регион не справится, нужна помощь извне. По поручению Президента России к работам были привлечены компании, способные быстро и профессионально устранять нефтяные проливы.
4 июня для участия в работах по очистке загрязнений в Норильск прибыла группировка МЧС РФ в количестве 100 человек и 20 тонн груза. В ликвидации аварии помогали не только работники МЧС и местные спасатели, но и сотрудники «Газпромнефти» и «Транснефти». Более трех месяцев длились работы по устранению последствий катастрофы.
План состоял из трех этапов:
1. Сбор нефтепродуктов.
2. Перекачка их к полевому складу.
3. Сепарирование водно-топливной смеси.
Для перекачивания смеси стало необходимостью строительство двух веток трубопровода. Для укладки гибкого трубопровода использовались болотоходы, подъемные краны, тягачи. Трубопровод был разбит фланцевыми соединениями на участки по 150 м, выбраны армированные трубы, способные выдержать наезды тяжелого гусеничного транспорта, что обеспечило ему особую прочность и надежность. Работы по перекачке велись круглосуточно и непрерывно со скоростью 30–40 кубометров в час.
В общей сложности в устранении последствий экологической катастрофы участвовали более 700 человек, свыше 300 единиц техники.
Берег реки Амбарная очищали с помощью сорбентов, которых было израсходовано более 130 тонн. Воду откачивали 20 мотопомп, было задействовано более 300 единиц спецтехники и почти 100 км боновых заграждений. Всего было поставлено 245 нефтетанков по 250 м3, что позволило локализовать утечку, собрать и переработать более 40 тысяч м3 топливно-водной смеси.
Общий ущерб от аварии составил около 148 млрд руб. При этом «Норникель» с данной суммой не согласился и оценил ущерб в 21 млрд руб. Компания также предлагала взять на себя обязательства по устранению аварии, оценив необходимые работы в 10 млрд руб. В результате суд обязал компанию выплатить 146,1 млрд руб. компенсации.
В отношении мэра Норильска Рината Ахметчина было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК России (халатность). По версии следствия, Ахметчин, узнав о разливе топлива на территории ТЭЦ-3, своевременно не ввел режим чрезвычайной ситуации (ЧС), а также не организовал ликвидационные работы, чтобы предотвратить загрязнения дизельным топливом грунта и акватории рек на территории Норильска. В СК считают, что бездействие Ахметчина привело к увеличению вреда, который был нанесен почве и водным объектам региона.
В дальнейшем Красноярский краевой суд вынес приговор бывшему градоначальнику, который обвинялся в халатности. Экс-мэра приговорили к шести месяцам исправительных работ с удержанием 15 % жалования.
Также в начале июля по факту произошедшего Следственный комитет возбудил сразу несколько уголовных дел, которые были объединены в одно производство: по ч. 1 ст. 293 УК России (халатность) из-за несвоевременного информирования о чрезвычайной ситуации, а также по ст. 254 УК России (порча земли), ст. 246 УК России (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и ст. 250 УК России (загрязнение вод).
В ходе расследования были заключены под стражу главный инженер ТЭЦ-3 Алексей Степанов, его заместитель Юрий Кузнецов, директор ТЭЦ-3 Павел Смирнов и начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 Вячеслав Старостин. Позднее Старостина и Кузнецова отпустили под домашний арест. Позже стало известно о возбуждении еще одного дела по статье о халатности против главного государственного инспектора отдела государственного горного и общепромышленного надзора по Норильскому промрайону Енисейского управления Ростехнадзора Елены Новожиловой.
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
Международный день пропавших без вести, который также называют день жертв насильственных исчезновений, отмечается 30 августа каждого года.
|