Железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк (3 июня 1989 года)
В ночь на 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в отечественной истории железнодорожная катастрофа. В результате мощного объемного взрыва газа сгорели два встречных пассажирских поезда. Трагедия произошла на 1710-м километре Транссибирской магистрали, неподалеку от города Аша Башкирской АССР.
Продуктопровод «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому шли поставки сжиженной газобензиновой смеси, построили в середине 80-х. Изначально проект предусматривал строительство нефтепровода по заданному маршруту с диаметром трубы 720 мм, но в процессе реализации проекта условия были пересмотрены, и по принятому руководством Миннефтепрома решению трубопровод переориентировали на транзит широкой фракции легких углеводородов — это продукт переработки сопутствующего нефтяного газа и газового конденсата. Сжиженный газ под давлением, согласно нормативным документам, запрещено транспортировать по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, но технические условия не были соблюдены в целях экономии, т. к. магистраль была практически готова.
1710-й километр Транссибирской магистрали — это глухой лес у подножия Змеиной горки, через которую был проложен продуктопровод. Вечером 3 июня 1989 года магистраль дала течь, и газ, в полтора раза более плотный, чем воздух, стал заполнять ложбину, по которой шла железнодорожная ветка ― перегон между Ашой и Улу-Теляком.
Погода стояла жаркая, безветренная. Образовалось целое «газовое озеро», в которое около 01:10 (23:10 по московскому времени) с двух сторон на полном ходу буквально въехали два встречных пассажирских состава: № 211 Новосибирск — Адлер, состоящий из 20 вагонов, и № 212 Адлер — Новосибирск в количестве 18 вагонов. Всего 1284 пассажира (из них 383 ребенка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.
11 вагонов было сброшено с путей ударной волной, 7 из них полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным, погибли 575 человек. Трагедия унесла жизни 181 ребенка, включая девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73». 623 человека стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения.
Мощность взрыва составила до 12 килотонн тринитротолуола, что сопоставимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (около 16 килотонн). Ударной волной выбило стекла в домах на расстоянии до 12 километров от эпицентра взрыва, а столб огня был виден за сотню километров.
Первыми на помощь подоспели жители находящихся недалеко поселков. За ними прибыли бригады скорой помощи из близлежащих городов (Аша, Златоуст, Уфа, Челябинск), военные и авиация для эвакуации пострадавших. Увиденное на месте трагедии повергло спасателей в шок. Прибывшие на место врачи делали людям обезболивающие уколы, но, несмотря на все старания, многих не смогли довезти до больниц живыми.
Искореженные и обгоревшие вагоны, гнутые от взрывной волны рельсы, обуглившиеся стволы деревьев. Контуженные взрывом, раненые, обгоревшие пассажиры, которые сохранили способность передвигаться, разбрелись по лесу в разные стороны, спасаясь от огня, и потом выходили в самых разных местах. Некоторые из них находили в себе силы помогать другим. Здесь же вскоре оказались и подростки, которые возвращались домой с сельской дискотеки.
Помощь пришла и по железной дороге: молодой машинист Сергей Столяров, управлявший товарным составом, отцепил цистерны с нефтью в безопасном месте и сделал несколько рейсов с ранеными на электровозе. Он сам грузил их на прицепленную к локомотиву платформу.
Масштабы бедствия поражали воображение. Ожоги различной степени тяжести и другие травмы получили более 800 человек. В больницах, куда распределяли пострадавших, не хватало медперсонала. Спустя 10 часов в Ашу и Уфу прилетели врачи из московского Института хирургии им. А. В. Вишневского и из НИИ им. Н. В. Склифосовского.
Среди погибших были жители 40 областей России (тогда РСФСР) и 14 союзных республик, но больше всего людей потеряла Челябинская область. Регион лишился 122 жителей, а 107-я школа Челябинска — разом 45 человек, детей и педагогов. Погибла почти вся юношеская хоккейная команда «Трактор-73» — двукратные чемпионы СССР. 623 человека на всю жизнь остались инвалидами.
Уже днем на место трагедии прибыла правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Верховного Совета СССР М. С. Горбачевым.
Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных: начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по статье 215 части II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.
Была создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой.
Трагедия с одновременным массовым поступлением ожоговых больных способствовала развитию комбустиологической службы (лечении больных после получения ожогов тяжелых степеней) в России, были дооборудованы и укрупнены областные ожоговые центры в Челябинске и Уфе, укрупнена линейная дорожная больница станции Златоуст. При оформлении и продаже железнодорожных билетов начали вноситься паспортные данные пассажиров, в том числе и детей.
В 1992 году на месте трагедии был сооружен мемориал с восьмиметровым монументом. Мемориал возведен рядом с братской могилой с 327 урнами с прахом неопознанных погибших (идентифицировать останки не позволяла степень повреждений, достигавшая степени испепеления в огне). У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер — Новосибирск. Ежегодно у монумента проходят траурные митинги. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт 1710-й километр. Все электрички, следующие из Уфы в Ашу, делают здесь остановку.
Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
|
Международный день пропавших без вести, который также называют день жертв насильственных исчезновений, отмечается 30 августа каждого года.
|
Обучение
Обучение мерам пожарной безопасности
Повышение квалификации по пожарной безопасности (для лицензиатов МЧС)
Профессиональная переподготовка по пожарной безопасности
Охрана труда
Охрана труда с тестированием в ЕИСОТ
Повышение квалификации по охране труда
Профессиональная переподготовка по охране труда
Первая помощь
Гражданская оборона
Профессиональная переподготовка по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Повышение квалификации по антитеррористической защищенности
Профессиональная переподготовка по антитеррористической защищенности
Информационная безопасность
Противодействие коррупции
Расчет пожарных рисков
Безопасность дорожного движения
Повышение квалификации педагогических работников
Повышение квалификации специалистов, занятых в сфере ЖКХ
Обеспечение доступной среды и социальная защита
Повышение квалификации в сфере закупок 44 ФЗ, 223 ФЗ
Повышение квалификации по теплоэнергетике
Повышение квалификации по промышленной безопасности
Профессиональная переподготовка в сфере промышленной безопасности
Радиационная безопасность
Охрана труда при работах на высоте
Экологическая безопасность
Профессиональная переподготовка по экологической безопасности
Транспортная безопасность
Повышение квалификации по туризму
Профессиональная переподготовка в сфере туризма. Экскурсовод (гид)
Электробезопасность
Подать заявку
Перейти к обучению
Информационный портал
Об учебном центре
Цены
Акции и скидки
Контакты
Обучение мерам пожарной безопасности
Повышение квалификации по пожарной безопасности (для лицензиатов МЧС)
Профессиональная переподготовка по пожарной безопасности
Охрана труда
Охрана труда с тестированием в ЕИСОТ
Повышение квалификации по охране труда
Профессиональная переподготовка по охране труда
Первая помощь
Гражданская оборона
Профессиональная переподготовка по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Повышение квалификации по антитеррористической защищенности
Профессиональная переподготовка по антитеррористической защищенности
Информационная безопасность
Противодействие коррупции
Расчет пожарных рисков
Безопасность дорожного движения
Повышение квалификации педагогических работников
Повышение квалификации специалистов, занятых в сфере ЖКХ
Обеспечение доступной среды и социальная защита
Повышение квалификации в сфере закупок 44 ФЗ, 223 ФЗ
Повышение квалификации по теплоэнергетике
Повышение квалификации по промышленной безопасности
Профессиональная переподготовка в сфере промышленной безопасности
Радиационная безопасность
Охрана труда при работах на высоте
Экологическая безопасность
Профессиональная переподготовка по экологической безопасности
Транспортная безопасность
Повышение квалификации по туризму
Профессиональная переподготовка в сфере туризма. Экскурсовод (гид)
Электробезопасность

