Перейти на версию для слабовидящих
Коммерческое предложение: Получить на email
Выберите регион:
Москва
Ваш регион Москва? Да Нет
Вход в личный кабинет 8 800 550 9590 8 499 350 8370 Заказать обратный звонок
Информационный портал
К списку статей

Железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк (3 июня 1989 года)

261
Дата актуализации: 

В ночь на 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в отечественной истории железнодорожная катастрофа. В результате мощного объемного взрыва газа сгорели два встречных пассажирских поезда. Трагедия произошла на 1710-м километре Транссибирской магистрали, неподалеку от города Аша Башкирской АССР.

Продуктопровод «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому шли поставки сжиженной газобензиновой смеси, построили в середине 80-х. Изначально проект предусматривал строительство нефтепровода по заданному маршруту с диаметром трубы 720 мм, но в процессе реализации проекта условия были пересмотрены, и по принятому руководством Миннефтепрома решению трубопровод переориентировали на транзит широкой фракции легких углеводородов — это продукт переработки сопутствующего нефтяного газа и газового конденсата. Сжиженный газ под давлением, согласно нормативным документам, запрещено транспортировать по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, но технические условия не были соблюдены в целях экономии, т. к. магистраль была практически готова.

1710-й километр Транссибирской магистрали — это глухой лес у подножия Змеиной горки, через которую был проложен продуктопровод. Вечером 3 июня 1989 года магистраль дала течь, и газ, в полтора раза более плотный, чем воздух, стал заполнять ложбину, по которой шла железнодорожная ветка ― перегон между Ашой и Улу-Теляком.

Погода стояла жаркая, безветренная. Образовалось целое «газовое озеро», в которое около 01:10 (23:10 по московскому времени) с двух сторон на полном ходу буквально въехали два встречных пассажирских состава: № 211 Новосибирск — Адлер, состоящий из 20 вагонов, и № 212 Адлер — Новосибирск в количестве 18 вагонов. Всего 1284 пассажира (из них 383 ребенка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

11 вагонов было сброшено с путей ударной волной, 7 из них полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным, погибли 575 человек. Трагедия унесла жизни 181 ребенка, включая девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73». 623 человека стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения.

Мощность взрыва составила до 12 килотонн тринитротолуола, что сопоставимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (около 16 килотонн). Ударной волной выбило стекла в домах на расстоянии до 12 километров от эпицентра взрыва, а столб огня был виден за сотню километров.

Первыми на помощь подоспели жители находящихся недалеко поселков. За ними прибыли бригады скорой помощи из близлежащих городов (Аша, Златоуст, Уфа, Челябинск), военные и авиация для эвакуации пострадавших. Увиденное на месте трагедии повергло спасателей в шок. Прибывшие на место врачи делали людям обезболивающие уколы, но, несмотря на все старания, многих не смогли довезти до больниц живыми.

Искореженные и обгоревшие вагоны, гнутые от взрывной волны рельсы, обуглившиеся стволы деревьев. Контуженные взрывом, раненые, обгоревшие пассажиры, которые сохранили способность передвигаться, разбрелись по лесу в разные стороны, спасаясь от огня, и потом выходили в самых разных местах. Некоторые из них находили в себе силы помогать другим. Здесь же вскоре оказались и подростки, которые возвращались домой с сельской дискотеки.

Помощь пришла и по железной дороге: молодой машинист Сергей Столяров, управлявший товарным составом, отцепил цистерны с нефтью в безопасном месте и сделал несколько рейсов с ранеными на электровозе. Он сам грузил их на прицепленную к локомотиву платформу.

Масштабы бедствия поражали воображение. Ожоги различной степени тяжести и другие травмы получили более 800 человек. В больницах, куда распределяли пострадавших, не хватало медперсонала. Спустя 10 часов в Ашу и Уфу прилетели врачи из московского Института хирургии им. А. В. Вишневского и из НИИ им. Н. В. Склифосовского.

Среди погибших были жители 40 областей России (тогда РСФСР) и 14 союзных республик, но больше всего людей потеряла Челябинская область. Регион лишился 122 жителей, а 107-я школа Челябинска — разом 45 человек, детей и педагогов. Погибла почти вся юношеская хоккейная команда «Трактор-73» — двукратные чемпионы СССР. 623 человека на всю жизнь остались инвалидами.

Уже днем на место трагедии прибыла правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Верховного Совета СССР М. С. Горбачевым.

Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных: начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по статье 215 части II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.

Была создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой.

Трагедия с одновременным массовым поступлением ожоговых больных способствовала развитию комбустиологической службы (лечении больных после получения ожогов тяжелых степеней) в России, были дооборудованы и укрупнены областные ожоговые центры в Челябинске и Уфе, укрупнена линейная дорожная больница станции Златоуст. При оформлении и продаже железнодорожных билетов начали вноситься паспортные данные пассажиров, в том числе и детей.

В 1992 году на месте трагедии был сооружен мемориал с восьмиметровым монументом. Мемориал возведен рядом с братской могилой с 327 урнами с прахом неопознанных погибших (идентифицировать останки не позволяла степень повреждений, достигавшая степени испепеления в огне). У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер — Новосибирск. Ежегодно у монумента проходят траурные митинги. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт 1710-й километр. Все электрички, следующие из Уфы в Ашу, делают здесь остановку.

Правообладатель: Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.
ДРУГИЕ Статьи РАЗДЕЛА Гражданская оборона
Согласно пп. «г» пункта 5 «Положения об организации обучения населения в области ГО», утверждённого постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. №841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны, организации разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне.
Международный день пропавших без вести, который также называют день жертв насильственных исчезновений, отмечается 30 августа каждого года.
Столкновение над авиабазой Рамштайн — авиакатастрофа, случившаяся в воскресенье 28 августа 1988 года во время авиашоу «Флюгтаг», которое проводилось на базе военно воздушных сил США Рамштайн в ФРГ.
Выбор региона:
Выбор региона:
Обратный звонок
Ваше имя *:
Ваш телефон *:
Ваш город :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.
Отправить сообщение
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Текст сообщения :
* — Поля обязательны для заполнения
Нажимая на кнопку Отправить, вы подтверждаете свою дееспособность и согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных.